Ретро альбом музыки былых времен

8 лет ago Пресс-служба Комментарии к записи Ретро альбом музыки былых времен отключены

Ретро альбом музыки былых времен

В советское время почти в каждом селе, в районных ДК, в школах и институтах был свой вокально-инструментальный ансамбль — ВИА. Музыковеды редко им уделяли серьезное внимание, но каждое выступление ансамбля было ярким событием жизни молодежи. Предлагаем краткий хронологический обзор тувинских ВИА 1970-90 годов. В прошлых статьях были «Скифы», «Эфы», «Примерно так», «Дилижанс», «Патефон», «Азия» и «Арбай-Хоор». В этой статье – «Аян», «Уер», «Пограничник» и «Светофор».Чары «Аяна» Легендарный долгожитель тувинской эстрады — первый профессиональный вокально-инструментальный ансамбль «Аян». Уже более 30 лет группа собирает своих поклонников. Неизменно имеет успех у тувинской публики разного возраста. Во многом успеху своему группа обязана своей бессменной солистке, ныне — руководителю, Надежде Шойгу.В 1979 году в Творческой мастерской эстрадного искусства Ленинграда был подготовлен первый профессиональный вокально-инструментальный ансамбль «Аян» с очень хорошей концертной программой. В первый состав коллектива вошли: Надя Иргит (позже Шойгу) – вокал, Кайгал-оол Ховалыг – вокал, хоомей, игил, Михаил Аижи – духовые инструменты, Олег Сарыглар – гитара, братья Александр и Саян Бапа – гитаристы, Галина Сат (позже Сюрюн) – вокал, Кежиктиг Демир-оол – вокал, Марина Кужугет – вокал, Владимир Табуев – труба и Андрей Богданов – ударник. Художественным руководителем этой группы назначен Владимир Алексеевич Табуев.В 1980 году ВИА «Аян» стал лауреатом Всесоюзного конкурса исполнителей эстрадной песни «Сочи-80». Первый концерт после конкурса состоялся в Кызыле, и это был их звездный час. Потом, где бы «Аян» ни выступал, почти в каждом населенном пункте им приходилось давать по четыре-пять концертов. Жители республики принимали с восторгом. Один и тот же зритель мог несколько раз покупать билет, чтобы еще и еще раз пойти на их концерт.Через три месяца после конкурса ВИА «Аян» с другими победителями совершил двухмесячное турне по городам Сибири, Урала, Украины. В то время очень хорошо работали такие организации, как Москонцерт, Росконцерт, Госконцерт. Гастрольные поездки артистов согласовывались на всех уровнях концертных организаций. Это было трудное, но очень интересное для артистов время. Домой возвращались лишь на неделю, затем снова выезжали на гастроли. Весной 1981 года принимали участие во Всесоюзной телепрограмме «Шире круг». В эти же годы фирма «Мелодия» выпустила их первую пластинку.Начиная с 1985 года состав ансамбля начал существенно меняться. Из группы ушел Олег Сарыглар, создавший свой вокально-инструментальный ансамбль «Центр Азии». Вместе с ним из группы ушла и его супруга Марина. Галина поступила в институт на очное отделение, Кежиктиг Демир-оол женился, Кайгал-оол Ховалыг сначала ушел в только что созданный фольклорный ансамбль «Тыва», затем вместе с братьями Александром и Саяном Бапа создали ставший всемирно известным фольклорный ансамбль «Хун-Хурту».В 1985 году руководителем ансамбля «Аян» назначен Алексей Шойгу, к тому времени окончивший Новосибирскую консерваторию. Под его руководством был набран второй состав ансамбля, куда вошли и Сергей Кривоус, Андрей Панаргин, Борис Салчак. В 1986 году этот состав также был отправлен в Ленинград на стажировку в мастерскую эстрадного искусства.Почти до конца 1980-х годов ансамбль гастролировал по всему Советскому Союзу. Но к 1990-м годам начался постперестроечный, самый трудный для всей России, период. Музыканты по полгода не получали зарплату. Многие вынуждены были уйти из ансамбля. Какое-то время в группу приходили и уходили разные музыканты. Это был период третьего, причем самого нестабильного состава ансамбля. Постепенно из-за нехватки музыкантов-инструменталистов группа начала выступать под фонограмму. Гастролировали в основном по районам республики. В 1991 году Надежда Шойгу, после скоропостижной кончины Алексея Шойгу, ставшая руководителем ансамбля, пригласила в группу лауреатов конкурса «Хову-Аксы-91» Елену Ооржак, Долаану Монгуш, Анжелу Монгуш, Сайсуу Монгуш, тем самым сформировав четвертый состав ансамбля «Аян-92», преимущественно состоявший из вокалистов.С 2001 года постепенно начали возрождать живую музыку. Собрали опять все инструменты и аппаратуру, которые куда-то затерялись, когда группа начала выступать под фонограмму. В нынешнем, уже пятом составе ансамбля «Аян» Надежде Алексеевне удалось собрать талантливую молодежь.Это Омак Тараачы, клавишник, аранжировщик, окончив училище искусств по классу фортепиано, продолжает обучение во ВСГАКИ. Омак несколько лет работал и в группе «Центр Азии», сейчас — музыкальный руководитель ансамбля «Аян». Роберт Салчак – гитарист, вокалист, окончил училище искусств по классу гитары, продолжает обучение во ВСГАКИ. Роберт раньше работал в мюзик-холле «Ураанхай». Хуреш-оол Ондар – барабанщик, говорит, что на барабанах начал играть с 5 класса. До призыва в армию учился на 3 курсе училища искусств. Хуреш-оол является одним из лучших барабанщиков среди современных музыкантов Тувы, обладает еще и хорошими вокальными данными. Ангыр-оол Ондар – гитарист, автор текстов и мелодий многих песен. Орлан Дары-Сурун – саксофонист, вокалист, закончив Кызыльское училище искусств, продолжает учебу во ВСГАКИ. Алексей Ховалыг – один из лучших исполнителей каргыраа, разносторонний музыкант, играющий на многих музыкальных инструментах, выпускник Санкт-Петербургской академии театра и кино.Разнообразие и богатство репертуара ансамбля «Аян», включающего в себя более тысячи как народных, так и авторских песен композиторов разных периодов, позволяет им быть любимцами публики всех поколений. Их концерты по программе «Ретро 60, 70, 80», рассчитанной на полтора часа, часто продолжаются в течение двух-трех часов. Публика, особенно старшего поколения, обычно не хочет их отпускать, снова и снова вызывая артистов на сцену с просьбой еще раз исполнить любимые песни.Еще одна популярная программа группы — «Дискотека-80». Особой популярностью у молодежной аудитории пользуются песни Омака Тараачы и Роберта Салчака. В репертуаре ансамбля есть и рок, и джаз.

Вокально-инструментальный ансамбль «Аян» спустя тридцать два года после своего создания также продолжает плодотворно трудиться и активно выступать. Сколько лет существует ансамбль, столько лет работает в нем и Заслуженная артистка России и Тувы, отличник культуры МНР, обладательница специального приза Королевы Великобритании Елизаветы II Надежда Шойгу.

«Уер» — все начиналось в школе №2

2 декабря 2011 года, после долгого, около 6 лет, перерыва после долгого, около 6 лет, перерыва состоялось выступление группы «Уер». Билеты начали продавать за две недели до концерта, и в первую же неделю билеты на 19 часов были уже распроданы, а на 17 часов билетов не осталось к началу концерта. Два аншлага – это хороший показатель того, что их не забыли и до сих пор помнят их песни.В 1991-92 годах ученики школы №2 начали вместе играть. 1993 год они считают годом создания ВИА «Уер», потому что в 1993 году они записали свой первый альбом, который называется «Бирги базым» — «Первый шаг». Туда вошли их песни, которые стали очень популярными после выхода альбома.

Ретро альбом музыки былых времен

В состав ансамбля «Уер» с самого начала входили: Радик Тюлюш – вокал, ритм-гитара, Буян-Маадыр Тюлюш – клавишные, духовые инструменты, иногда играет и на гитаре, Чингиз Сарыг-оол – бас-гитара, Буян Ондар – соло-гитара и вокал. Ребята довольно долго играли вчетвером без ударной установки, поскольку никак не могли найти барабанщика.В 1996 году состоялся фестиваль «Танды-Уула-96», в котором группа приняла участие. Делать было нечего, им позарез нужна была ритм-секция, поэтому за барабаны сел их соло-гитарист Буян. Вчетвером в таком составе они и приняли участие в фестивале и заняли второе место. На том фестивале они встретили Мергена Чаянхоо. Позже, уже в Кызыле, он предложил им взять его в коллектив. Они, конечно, с радостью согласились, потому что Мерген был лучшим ударником среди музыкантов Тувы. Играл он тогда в группе «Центр Азии» с Олегом Сарыгларом и другими музыкантами.Итак, их стало 5 человек. «Уеровцы» очень благодарны Мергену Чаянхоо за то, что он вовремя влился в их коллектив – это был мощный импульс для развития. Именно тогда они начали серьезно готовить рок-концерты, более масштабные, чем те программы, которые были до этого.У Мергена был огромный багаж знаний, он слушал и заслушивался всеми жанрами современной музыки. У него был богатейший архив звукозаписей разной музыки разного времени и на пластинках, и на магнитофонных лентах. Он сам много слушал и джаз и рок композиции. И в игре группы «Уер» рок-направление отчетливо начало проявляться именно под влиянием Мергена. Он вообще отличался тем, что много размышлял, поскольку по натуре был аналитиком. К великому сожалению, Мерген рано ушел из жизни.

Ретро альбом музыки былых времен

В репертуаре группы «Уер» только песни, текст и мелодию которых написал Радик Тюлюш. В свое время были и песни, написанные Буян-Маадыром, несколько песен были и Буяна Ондара. А аранжировки всех песен в основном делает Буян-Маадыр Тулуш.Сейчас профессиональная деятельность Радика и Буян-Маадыра непосредственно связана с музыкой. Чингиз тоже свою гитару не забрасывает, хотя занимается индивидуальным предпринимательством. Только Буян не занят в сфере культуры. У него теперь такая работа, которая не позволяет ему отлучаться.Идея о том, чтобы снова собраться вместе и дать концерт, все время витала в воздухе. Радик подгонял всех в основном устно: «давайте, давайте», но сам пропадал на гастролях с «Хун-Хурту». Тогда инициативу в свои руки взял Чингиз Сарыг-оол. Он просто оплатил аренду зала и всех поставил перед фактом, сказав: «Все, 2-го декабря у нас концерт, я все устроил. Что хотите, то и делайте». Но так удачно сложилось, что ноябрь у всех оказался свободен, поэтому им удалось относительно стабильно порепетировать.Именно в рамках этого концерта им удалось более или менее полноценно воплотить свои идеи по привлечению таких инструментов, как, например, саксофон и игил. Состав группы был расширен за счет приглашенных друзей-музыкантов – клавишника Шолбана Монгуша, музыканта из группы Ят-Ха, саксофониста Сергека Сандыка из духового оркестра, игилиста Ай-Хаана Ооржака, артиста Национального оркестра и барабанщика Алексея Сарыглара из группы «Хун-Хурту». Но это не постоянный состав. В будущем состав приглашаемых музыкантов, возможно, будет варьироваться. «Уеровцы» намерены продолжить свои эксперименты по привлечению новых тембровых звучаний за счет приглашения разных музыкантов-инструменталистов, с введением в игру элементов импровизации. По мере роста исполнительского мастерства к ребятам приходит понимание того, что без импровизации, без особого мышления музыканта, без самостоятельности и свободы, как говорит Радик, никогда хорошего произведения не получится. Хорошо, когда есть сольно прописанные партии, четкие линии – это всегда приветствуется. Но если туда еще добавляется импровизация, то появляется и свобода мысли, тогда уже можно говорить о завершенности произведения.Кроме роста исполнительского мастерства, у ребят наблюдается взросление и возмужание творчества. «Думаю, хватит уже лирикой любовной заниматься. Это давно ушедшее время, когда были юношами и молодыми людьми. А сейчас другое время наступило, да и возраст уже не тот. Тематика должна быть более социально значимой и актуальной. Надеюсь, что постепенно будем и над этим работать», – говорит Радик Тюлюш. «Пограничник» — на фестивалях и на заставахДостаточно интересный коллектив — ВИА Пограничного управления ФСБ России по Республике Тыва «Пограничник», созданный еще в 1961 году благодаря инициативе Осердцова Леонида Маркеловича. Затем этим коллективом руководили Табуев Владимир Алексеевич, Седельников Евгений Михайлович, Чихачев Виктор Николаевич, Климов Вячеслав Николаевич. Каждый из них вложил частичку своей души в развитие и деятельность ансамбля.

Ретро альбом музыки былых времен

Свою самую первую победу коллектив одержал еще в 1962 году на фестивале музыкальных коллективов пограничных войск СССР в Алма-Ате, завоевав среди большого числа участников почетное первое место. С тех пор ансамбль уверенно держит первенство среди военных музыкальных коллективов. С годами репертуар коллектива постоянно пополняется новыми произведениями, но основа творчества ансамбля — пропаганда патриотической песни.За годы существования ВИА «Пограничник» тесно взаимодействовал со многими самодеятельными и профессиональными артистами и коллективами. Среди них можно назвать таких, как Стас Пьеха, Илона Броневицкая, Варвара, Леонид Агутин, Александр Добрынин, государственный ансамбль песни и танца Республики Тыва «Саяны», широко известный не только в республике, но и за ее пределами ВИА «Аян», солистка государственной филармонии Республики Тыва Софья Кара-оол, автор-исполнитель Сергей Сокольников и многие другие.ВИА «Пограничник» принимает активное участие в концертных программах, организуемых Министерством культуры Тувы, Центром Русской культуры Кызыла, в мероприятиях городского и республиканского масштаба.За 52 года творческой деятельности ВИА «Пограничник» выступал не только на концертных площадках Кызыла. Коллектив неоднократно представлял Пограничное управление на уже ставших традиционными фестивалях песни за пределами республики, где неоднократно подтверждал свое высокое мастерство званиями дипломантов и лауреатов.Творчество ансамбля направлено на культурное обеспечение жизни воинов-пограничников, непосредственно охраняющих государственную границу. Ежегодно коллектив выезжает с гастролями на пограничные заставы, где их творчество наиболее востребовано.Репертуар ансамбля разнообразен, от песен патриотической направленности до популярной музыки. В него входят песни на многих языках нашей многонациональной Родины. Ансамбль «Пограничник» хорошо знают и тепло встречают не только на больших концертных площадках. Они выступают в школах, учебных заведениях Кызыла, во многих организациях республики. Коллектив ансамбля постоянно выезжает с концертами в Дом ветеранов и инвалидов, Школу-интернат, приют «Гуманный», Детский дом, чтобы подарить свое творчество тем, кому так необходимы забота, поддержка и внимание.В настоящее время бессменный руководитель ВИА «Пограничник» и его солист — Максим Васильев, неоднократный победитель фестивалей «Пограничная весна», участник республиканских конкурсов патриотической песни. Под руководством Максима ансамбль приобрел новую окраску, заметно изменился репертуар коллектива. Солисты ансамбля: Заслуженный артист Тувинской АССР В. Климов, И Филиппова, В. Кокоулин. Инструменталисты: А. Суханов – ударник, А. Хертек, Е. Ойнарова – клавишники, М. Салчак – соло-гитара, В. Доспан – бас-гитара.В Туране есть только один «Светофор» В то время почти во всех районах республики были свои ВИА с интересными музыкантами и со своим репертуаром. В Пий-Хемском районе в 1993 году был создан ВИА «Светофор». Участниками этой группы были сотрудники ГАИ Пий-Хемского района, как тогда называлась эта организация. В состав группы входили Федор Анганзоров – гитарист (ритм, соло), Владлен Баазан – бас-гитара, и Мерген Бай-Кара – клавишник. Ударник у них всегда был привлеченный, кто-нибудь из Дома культуры. И еще был у них и оператор Николай Бутор.Почему «Светофор»? Да потому что, во-первых, все участники ансамбля работники ГАИ, и, во-вторых, в Туране нет ни одного светофора.Репертуар у ансамбля был разнообразный. Пели песни и на русском, и на тувинском языках, в основном популярные, эстрадные. Участвовали во всех районных мероприятиях, давали свои концерты. Выезжали на гастроли и по району, и за пределы республики. Часто выезжали в Усинск с концертами.Они участвовали во всех мероприятиях, которые проводились по линии МВД. «Светофор» существовал 10 лет, а потом участники группы начали уходить на пенсию и потихоньку ВИА прекратил свое существование. Но они порой собираются и дают концерты. Подросли дочери, которые тоже поют. Недавно папы и дочери дали совместный концерт на празднике, посвященном Дню милиции.Валентина Сузукей, газета «Плюс Информ»