Cамое яркое театральное событие этого лета в Туве – гастроли Московского театра имени Вл. Маяковского — подходит к концу

7 лет ago Пресс-служба Комментарии к записи Cамое яркое театральное событие этого лета в Туве – гастроли Московского театра имени Вл. Маяковского — подходит к концу отключены

Шесть дней, с 27 по 2 июля, прианшлагах на основной и малой сценах Национального музыкально-драматическоготеатра имени Виктора Кок-оола шли спектакли одного из ведущих столичных театровМосквы. О каждой постановке можно долго говорить, оценивая режиссерское решение,блестящую игру актеров, сценографию, интересное освоение сценическогопространства. Руководство театра при выборе репертуара гастролей попало в точку – здесь и классика, и современнаядрама, и традиционный театр, и новаторский. Каждый зритель нашел здесь «свое».

Изклассики на сцене были представлены «Дядюшкин сон» Достоевского, «Не все котумасленица» Островского и гоголевская «Женитьба». Из новой драмы – документальнаядрама Саши Денисовой «Девятьподесять» и «Кант» Марюса Ивашкявичюса. Оба автора-новодрамовцаприехали в Туву, чтобы лично увидеть оценку зрителей и убедились, что именноэти два спектакля вызвали всеобщее удивление и восторг. Саша Денисова –удивительный автор, создающая свои пьесы, казалось бы, из ничего. Так,например, материал для пьесы «Девятьподесять», сыгранной в Кызыле на Малойсцене «Тет-а-тет» 28 июня, был собран молодыми актерами театра и драматургом ватмосфере всеобщего заражения идеей – создать спектакль о Маяковке, ведущихактерах, худруках, о том, как приходят в театр билетеры, администраторы,осветители. Увлеченные работой, они много говорили, ползали по ватману, писали,делали этюды. Поработав с этой фактурой дома, Саша Денисова на следующий день приносиласледующие сцены для спектакля. Специально созданный к 90-летию театра «Девятьподесять»,играемый в необычном сценическом пространстве – в гардеробе, настолькопонравился зрителям, что вошел в репертуар театра. И, на радость нам, приехал вТуву. Правда, у коллектива были опасения – ведь на сцене изображены конкретныелюди, которые многим зрителям неизвестны. Страх оказался напрасным. Передзрителями приоткрылась завеса таинственного закулисья, и они узнали, что происходитв театре, когда там не идут спектакли. На «ура» приняли спектакль актеры и специалистытувинского театра, узнавшие на сцене себя, коллег и знакомые ситуации изтеатральных будней. Главный режиссер Национального театра, заслуженный артистРоссии и народный артист Тувы, Алексей Ооржак, проходивший стажировку в театреимени Маяковского во время учебы в ГИТИСев начале восьмидесятых, узнал своего мастера Андрея Гончарова. Послеспектакля мэтр тувинского театра с улыбкой сказал: «Да, именно таким был нашмастер – громогласным, требовательным и темпераментным». Это же подтвердила ивыпускница Гончарова, заслуженная артистка России Ольга Прокофьева, болееподробно рассказавшая о своем мастере в своих воспоминаниях во времятворческого вечера, прошедшем 29 июня на сцене Центра тувинской культуры:«Только юмор или серьезность могли спасти от гнева Андрея Саныча, разрядитьатмосферу, вызвав его улыбку или растерянность».

Наспектакль «Кант» тувинские зрители раскупили все билеты в первую очередь,несмотря на то, что билеты стоили в два разе дороже, чем на остальныеспектакли. Всех заинтриговало то, что действие разворачивается в необычномпространстве, зрители будут сидеть на основной сцене и количество местограничено – всего 150. Предвкушения сказки и мистицизма оправдались. Ведущиемастера сцены, занятые в спектакле играли легко и с большим удовольствием всозданном художником спектакля Сергеем Бархиным алом шестиграннике. Зрителямказалось, что они сидят в аудитории и слушают непринужденную беседуфилософов-лекторов. Директор театра имени Маяковского Леонид Ошарин сказал, чтодекорации всех пяти спектаклей уместились в четыре огромные фуры, в двух изкоторых – декорации «Канта». Декорации везли из Москвы до Кызыла девять суток.

Оцели спектакля «Кант» выcказался на пресс-конференции, состоявшейся 1 июля вконференц-зале Правительства Тувы, автор пьесы Марюс Ивашкявичюс: «Через Кантаи его философию мы хотели взглянуть на внутренний мир человека. Что делает наслюдьми? Мы решили изучить и взглянуть как будто бы через лупу на то, над чемработал Кант: совесть, любовь и другие чувства».

Вопросо роли Канта на пресс-конференции застал врасплох народного артиста РоссииМихаила Филиппова, не любящего и, как он выразился, не умеющего говорить оработе и о ролях. Смущенно пожимая плечами, он ответил: «Спектакль «Кант» нео мудрецах. Он о людях, обо всех нас. Кант – это мы и все исполнители».

Постановщикспектакля, художественный руководитель театра, Миндаугас Карбаускис сказал, что«Кант» — это актерский спектакль. Он не прогадал, собрав здесь очень мощныйактерский ансамбль. Обожаемая всеми нами, народная артистка РСФСР СветланаНемоляева, занятая в спектакле в роли старшей сестры милосердия Анны-Регины, призналась,что воспринимает спектакль как притчу и очень рада, что спектакль понравилсякызылчанам: «Значит, мы не зря приехали». Отнесшаяся к тувинским гастролям сбольшой опаской, Светлана Владимировна, сказала, что увезет с собойнеизгладимые приятные впечатления о Туве.

Вопросо роли Канта на пресс-конференции застал врасплох народного артиста РоссииМихаила Филиппова, не любящего и, как он выразился, не умеющего говорить оработе и о ролях. Смущенно и пожимая плечами, он ответил: «Спектакль «Кант» нео мудрецах. Он о людях, обо всех нас. Кант – это мы и все исполнители».

Исполнительницароли сумасшедшей Натальи Дмитриевны Паскудиной в спектакле «Дядюшкин сон»,темпераментная Любовь Руденко, заслуженная артистка России, рассказала озакулисной атмосфере, царившей перед самым первым спектаклем в Туве:«Закулисное ощущение было очень боязное. Мы волновались, поскольку не знали нигорода, ни людей. И когда перед спектаклем раздался этот странный звук(каргыраа) и директор Станислав Ириль подарил нашему директору бубен, у насбыло ощущение, что начинается какое-то шаманство. После приветственных словчувствуем, что зал замер и готов. У нас у всех сразу поднялось настроение. Произошел энергетический и душевный подъем. Спектакль начался очень органично,без «вхождения». После каждой сцены мы слышали аплодисменты и это нас окрыляло.Реакции зала было больше, чем в Москве. В столице некоторые зрители пресыщенытеатром. Они приходят и словно бы говорят: «Ну, чем вы нас удивите?». Я ввосторге от ваших зрителей. Нам так понравилось играть на тувинской сцене, чтомы потом за кулисами шутили: «Может, после Абакана снова в Кызыл?». У васудивительный край: обетованная земля, намоленные места».

Напресс-конференции Евгения Шерменева, генеральный директор Федерального центраподдержки гастрольной деяельности, организовавшей эти гастроли в рамках программы«Большие гастроли. Театральное лето России» при поддержке Министерства культурыРоссии, поблагодарила Министерство культуры Тувы за то, что оно не побоялосьвстретить такое большое количество людей – около ста человек. В рамкахфедеральной программы, ведущие театральные коллективы страны осуществляютбольшие гастроли в регионы, в маленькие города, в числе которых и такие, гденет театральных площадок. Евгения Борисовна отметила, что в Туве хорошооборудованная площадка, приветливые люди и, если этот пилотный и амбициозныйпроект, продолжится в следующем году, то Тува, при хорошей поддержкерегиональных властей, вновь может войти в программу.

Целипрограммы «Большие гастроли» – обмен идеями, спектаклями, собственным опытом,встречи со зрителями, живое общение – на данных гастролях были достигнуты. Втечение недели актеры и специалисты двух театров очень близко общались, вместеработали, купались на озерах, рыбачили, делились впечатлениями. Актеры Маяковкиобещали прийти на спектакли тувинского театра во времямосковских гастролей, которые состоятся на сцене Российского академическогомолодежного театра 20 и 21 сентября в рамках Дней тувинской культуры в Москве вчесть столетия единения России и Тувы.

ВикторияХомушку