Подведены итоги республиканского конкурса школьных сочинений «Язык — это история народа», проходящего в рамках Года литературы и Дня родного языка

6 лет ago Пресс-служба Комментарии к записи Подведены итоги республиканского конкурса школьных сочинений «Язык — это история народа», проходящего в рамках Года литературы и Дня родного языка отключены

Конкурс проводился Национальнымкомитетом по делам ЮНЕСКО при Правительстве Республики Тыва при содействииМинистерства культуры РТ и Министерства образования и науки РТ. 

В составе жюри конкурса были:  Куулар Николай Шагдыр-оолович – Народныйписатель Республики Тыва, Заслуженный работник культуры Республики Тыва, главныйредактор Тувинского книжного издательства им. Ю.Ш. Кюнзегеша; Монгуш ВикторияВалерьевна — учитель тувинского языка и литературы высшей квалификационнойкатегории  Тувинского Республиканского лицея-интерната;Пээмот Виктория Викторовна — журналист, в настоящее время проживающая вФинляндии; Иргит Айлана Алексеевна — директор секретариата Национального комитетапо делам ЮНЕСКО Республики Тыва; Принглаева Жанна Калдар-ооловна -исполнительный директор Национального Комитета по делам ЮНЕСКО Республики Тыва.

На конкурс поступило 186 сочинений на предложенныетемы от 174 участников, возраст авторов – от шести до девятнадцати лет. Всеучастники были поделены на три группы по возрасту: самое большое количестворабот в 1 группе – 89, во второй группе – 66, и в третьей группе — 31 работа.Из них 53 сочинения на тувинском языке, девять работ на английском языке,остальные конкурсные работы были написаны на русском языке. Приняло участие 22учебных заведений республики. Наибольшее количество работ поступило изКызыл-Тайгинской средней общеобразовательной школы Сут-Хольского кожуунаРеспублики Тыва и Лицея №15 имени Героя Советского Союза Н. Н. Макаренко г.Кызыла.

Наиболее популярными темами средистарших и средних классов оказались следующие, в убывающем порядке: «Моябудущая профессия», «Если бы я был президентом»,  «Монолог тувинского/русского/английского…языка». На втором месте идут следующие темы: «Моя Родина», «Какойя вижу Россию/ Туву в будущем», «Роль литературы в моей жизни»,»Мои мысли об образовании». Далее следуют темы «МонологПрироды», «Война и мир вокруг нас», «Интернет и социальныесети в нашей жизни», «Мой любимый ученый». Среди младших классовособой популярностью пользовались темы «Моя семья» и «Мойлюбимый школьный предмет».

Наличие достаточно большого количестваработ, отправленных за две недели, свидетельствует об интересе и мотивацииучастников — как детей, так и преподавателей. Однако высшего балла удостоилосьтолько одно сочинение. Участники должны были показать не только умениеориентироваться в тематике конкурса, в литературном материале, но и грамотноизлагать свои мысли, обладать знаниями в области орфографии, пунктуации истилистики в соответствии со своей возрастной категорией. Уровень владенияязыком школьников показал, что особое внимание надо уделять пунктуации, также быломного речевых, грамматических ошибок. Судя по конкурсным работам, большинствоучастников  имеют слабое представление обазовой композиционной структуре сочинения: введение, основная часть и заключение.Жюри также обратило внимание на случаи плагиата из интернета или  других источников. Школьникам необходимопривить уважение к чужой работе, научить цитировать, если мысль чужого авторанеобходима.

Отметим, что подавляющее большинствошкольников, имеющих доступ к компьютеру, не умеет следовать простым требованиями инструкциям к оформлению заявки или сочинения. Такие базовые навыки тожеследует прививать детям, начиная с младших классов.

Работы, удостоенные высоких оценок,удовлетворяли почти всем критериям: соответствовали теме, отличалисьаргументацией, объективностью и глубиной изложения, некоторые были достаточнооригинальны.

Лучшими были признаны конкурсные работытрех авторов из трех разных возрастных групп:

1 группа — Ховалыг Экер Эресович, «Мойлюбимый школьный предмет» г. Кызыл, гимназия №9;  

2 группа — Донгак Орлан Ахмедович,»Келир уеде Тывамны канчаар коруп турар мен» Кызыл-Тайга,Сут-Хольский кожуун;

3 группа — Ооржак Ангелина Шолбановна,»Тывызыксыг тыва дылым» г. Кызыл, гимназия №5.

Жюри также отметило работы следующихлауреатов конкурса:

Лауреаты в 1 группе:

— ОндарЧаяна Владимировна, «Почему надо беречь Природу?» г. Кызыл, гимназия №9;

— СакпайБадма Аяс-ооловна, «Мой любимый школьный предмет» с. Кызыл-Чыраа,Тес-Хемский кожуун;

— ОоржакАмир Леонидович, «Суурум девискээринин кайгамчыктыг бойдузу» с.Кызыл-Тайга, Сут-Хольский кожуун.

Лауреаты во 2 группе:

— ОндарНайдана Васильевна, «Моя будущая профессия» г. Шагонар, школа №1;

— НурсатСурунчап Борисович, «Мой любимый ученый» п. Каа-Хем, школа №1;

— ОндарАмир Тимурович, «Зачем учить иностранные языки?» с. Кызыл-Тайга, Сут-Хольский кожуун;

— БузурашМария Сылдыс-ооловна, «Мээң келир үеде мергежилим» с. Адыр-Кежиг,Тоджинский кожуун;

— ИргитЧойгана Валерьевна, «Бир эвес мен президент апарган болзумза» п. Каа-Хем, школа №1;

— МонгушАй-Даш Сайдаш оглу, «Хадыннын монологу» с. Кызыл-Тайга, Сут-Хольский кожуун.

Лауреаты в 3 группе:

— МонгушВалерия Анатольевна, «Война и мир вокруг нас» г. Кызыл, лицей №15;

— ДонгакАнчы Алиевич, «Тыва дылым – торээн дылым» с. Кызыл-Тайга,Сут-Хольский кожуун;

— ЧавааМариам Звиадиевна, «Роль литературы в моей жизни» г. Кызыл, лицей №15;

— СамданЛиза Андреевна «Монолог тувинского языка» г, Кызыл, гимназия №5.

Награждение пройдет в Национальной библиотеке имени А. С. Пушкина 20 февраляв 16 часов.

Оргкомитет

Фото умная-школа.рф