Шагаа или Чага-Байрам под покровительством древнетюркского божества Умай эне

6 лет ago Пресс-служба Комментарии к записи Шагаа или Чага-Байрам под покровительством древнетюркского божества Умай эне отключены

Горловое пение кай в сопровождении  топшуура и комыса, пронзительная журавлинаяпесня и танцы – величавые обрядовые, национальные с характерным движениемплеч,  авторские с нежными классическимилиниями и легкими прыжками, а также уникальные работы алтайских народных мастеров из войлока, дерева,керамики. Все это увидели зрители, пришедшие на большой праздничный концерт«Баш болзын, Умай эне» Государственного национального театра танца и песни«Алтам» Республики Алтай, состоявшийся 17 февраля на сцене Национальногомузыкально-драматического театра имени Виктора Кок-оола в Кызыле. Названиеконцерта было созвучно атмосфере, царившей в эти дни в Туве, готовящейся кпразднованию Шагаа – Нового года по лунному календарю. «Баш болзын, Умай эне»сложно перевести буквально. Это возглас на алтайском языке, смысл которого можнопередать как «Пусть покровительницей будет Умай эне». Умай – древнетюркскоеженское божество, покровительствующее женщинам, роженицам, новорожденным идомашнему очагу, по степени почитаемости занимающее второе место после Тенгри.Считается, что во время празднования Чага-Байрама (так по-алтайски называетсяШагаа, так же празднуемый на Алтае) Умай эне спускается по солнечным лучам наземлю и дарует свою любовь всем живым существам на земле.

Несмотря на то, что Горный Алтайграничит с Бай-Тайгинским кожууном, из-за отсутствия прямого путевого сообщенияалтайский коллектив добирался до Тувы более суток. Утром 15 февраля артисты наавтобусе выехали из родного Горно-Алтайска в Барнаул, где сели на поезд«Барнаул – Абакан». Рано утром 16 февраля в Абакане их встретили сотрудникиМинистерства культуры Тувы. При въезде в Кызыл алтайцев встречали тувинские коллегиво главе с заместителем министра культуры Тувы Верой Кошкар-оол с белымикадаками и пиалами тувинского молочного чая. В тот же вечер для алтайскихартистов была проведена небольшая экскурсия по городу. В Центре развитиятувинской традиционной культуры и ремесел гости оценили тувинскую национальнуюкухню.

Программа концерта театра «Алтам», гдеакцент был сделан на национальных хореографических композициях и традиционныхпеснопениях, позволила зрителям окунуться в атмосферу Горного Алтая, соприкоснутьсяс историей и бытом его обитателей. В приветственной части представления артистывынесли флаги Тувы и Алтая в знак дружбы двух регионов.  В танцах, большинство из которых былипоставлены художественным руководителем, главным балетмейстером и основателемтеатра, Заслуженной артисткой России, Айаной Шинжиной, угадывался характералтайского народа, поклоняющегося, так же как и тувинцы, природе, любящего и почитающегодруга кочевников – коня, изливающего свои мысли в музыке. Так, величавый танец,посвященный культу огня, «От-Эне» завораживал в исполнении молодой примы театраАк-Ай Шинжиной, выпускницы Московской государственной академии хореографии. Величаваяширокая мелодия танца, яркие костюмы создавали эпический масштабный образ.Медленные размеренные движения солистки сменялись резкими пластическимиэлементами, что заставляло зрителей следить за ней, не сводя глаз. От-эне былато мягкой и нежной хранительницей домашнего очага, то разбушевавшейся огненнойстихией. Культ природы и в других танцах – стройные девушки плавно двигались посцене, рождая ассоциации с душистыми цветами и нежными лебедями. Были исполненыкомпозиции, выражающие любовь к музыкальным инструментам – тошпууру, бубну, комысу,дьядаану (у тувинцев – чадаган), икилу, звенящим бусам. В танцевальном номере«Ковровщицы» была символически воспроизведена техника валяния войлока. Запомнилсяэффектный финал танца, когда танцовщицы раскрыли войлочный ковер  с изображением двенадцати животных восточногокалендаря.

В программе присутствовали и двепостановки, принадлежащие руке тувинского балетмейстера, Заслуженной артисткиТувы Чойганы Санчай, одноклассницы Айаны Шинжиный по Киргизскомугосударственному хореографическому училищу. Это легкий танец с классическимиэлементами «Журавли» в исполнении дуэта Ак-Ай Шинжиной и самого молодогоартиста мужского состава, семнадцатилетнего Дмитрия Пилюкова, под известнуюкомпозицию «Дагларым» Саинхо Намчылак. Второй танец с поэтическим названием «ПосланникиСолнца и небесный конь Аргымак» поставлен с нарастающей динамикой. На сцене триконя разных мастей – белого, черного и рыжего. Белый конь Аргымак беспокойнобьет копытами, норовя ускакать в поисках чего-то неведомого нам. Возможно,балетмейстер была вдохновлена алтайской легендой о местечке Девичьи плёсы нагорной речке Кумир, согласно которой на скакуне Аргымаке умчались в пропастьдве отважные девушки, чтобы не попасть в плен захватчикам-джунгарам.

Легенды и мифы Алтая на концертепрозвучали и из уст сказителей-кайчы – Заслуженного артиста России БолотаБайрышева, хорошо известного тувинским зрителям по его тувинским гастролям, иЗаслуженной артистки Алтая Раисы Мадоровой, выступающей под псевдонимомТандалай, обладательницы титула «Уникальный голос Азии». В старину кайчыисполняли кай и традиционные алтайские напевы дьянар-кожан у костра,покачиваясь из стороны в сторону. Сменяемые один за другим образы, создаваемыеБолотом Байрышевым, вполне соответствовали представлениям о кайчы. А видеоряд скартинами природы, древних каменных изваяний, жизни алтайского народа помогал зрителям,не знающим алтайского языка, лучше понимать, о чем повествует сказитель.Настоящим открытием для тувинских зрителей стала певица Тандалай, чей широкийдиапазон голоса позволяет ей исполнять горловое пение кай низким рычащимголосом так и брать самые верха. В одном из выступлений, начав играть на комусе,она вдруг, раскинув руки, неожиданно для публики вскрикнула по-птичьи – высоко,пронзительно. И так в течение всей песни. С этой журавлиной песней РаисаМадорова, наверняка, надолго запомнится зрителям, одарившим ее овациями.

В финале концерта Айана Шинжина тепло приветствовалазал: «Мы шлём низкий поклон от наших старейшин, зайсанов (так на Алтае называютглав всех алтайских родов, старцев и уважаемых жителей республики). Мы шлёмбольшой привет от алтайской молодёжи. Мы приветствуем вас от всех представителей нашей власти ижелаем, чтобы в каждом доме царили покой, мир, согласие и любовь». ПоблагодаривГлаву Республики Тыва Шолбана Кара-оола за поддержку, Айана Шинжина попросилапередать ему фотокартину с изображением одного из красивейших мест на Алтае,граничащей с Монголией – реки Чуя, вливающейся в реку-красавицу Катунь.

Руководитель коллектива сказала, что сТувой ее и ее коллег многое связывает. В Киргизском государственномхореографическом училище с 1980 по 1988 годы, с одиннадцати лет, она училась стувинцами. В 1984 году во время празднования 40-летия вхождения Тувы в составСССР, Айана в числе своих тувинских одноклассников исполняла на сцене музыкально-драматическоготеатра имени Виктора Кок-оола фрагмент из оперы «Иван Сусанин» и знаменитую«Звенящую нежность». Второй приезд в Туву запомнился Айане Ивановне январскимиморозами: в 1989 году она танцевала в алтайском КЭБ (концертно-эстрадным бюро)и выступала с концертами в Кызыле, Чадане, Шагонаре и других населенныхпунктах. Следующие визиты в Туву были связаны с фестивалями. В августе 2003года коллектив Айаны Шинжиной «Алтам» завоевал Гран-при Международногомолодежного фестиваля национальных культур «Встречи в Центре Азии» в номинации«Танцевальный фольклор», а в ноябре 2006 года – диплом лауреата I степени Международногофестиваля-конкурса национальных ансамблей «Сердце Азии» в номинациях«Современная хореография» и «Народный танец».

Айана Шинжина вкратце рассказала опрограмме концерта, являющейся авторской. Коллектив создал модель ретроспективыи сконструировал модель современного алтайского танца. Посвятив всю свою жизньхореографии, Айана Шинжина в числе первых на Алтае начала заниматьсяисследованием алтайского танца, по крупицам восстанавливая утраченные элементынациональной танцевальной культуры. И на вечере она не преминула упомянуть обэтом, чтобы и зрители могли гордиться своим хореографическим наследием: «Вобласти хореографии бытовало мнение учёных, что такие народы, как алтайцы,хакасы, якуты, эвенки, тувинцы не имели своей танцевальной культуры. Но,исследуя различные источники, косвенные и прямые, мы приходим к обратномумнению. Мы занимаемся изучением своей национальной алтайской культуры. Создалишколу алтайского танца, выпустили много работ о национальной хореографии.Знаем, что и у тувинского народа есть своя богатая танцевальная культура. Ваш Государственныйансамбль песни и танца «Саяны» был в Горно-Алтайске в 2004 году и давал там дваконцерта. Мы помним ваши замечательные танцы, в числе которых и знаменитая«Звенящая нежность». И в сегодняшней программе были два тувинских танца,поставленные накануне наших гастролей нашей подругой и коллегой ЧойганойСанчай».

Взаимосвязь танцевальных культурбратских народов отметил и репетитор-балетмейстер Государственного ансамбляпесни и танца «Саяны», Заслуженный артист Тувы и Бурятии, Менгилен Сат: «Долгоевремя я работал в Бурятии, Калмыкии и Москве, но с алтайской культурой, вчастности с Государственным национальным театром танца и песни «Алтам», насвоем творческом пути встретился впервые. Заметил, что в профессиональном планев положении рук, головы и в музыкальной подаче есть точки соприкосновения скультурой тувинцев, калмыков и бурят. Как Айана Шинжина в конце отметила, мыбратские народы. В целом молодой коллектив мне понравился. Чувствуется рукаруководителя и видно, что коллектив живёт созиданием, стремится повышать своёмастерство и профессионализм. Яркие костюмы впечатляют. Хореографическиекомпозиции интересные. Особенно мне понравился номер, где восемь артистовтанцуют по два человека, иллюстрируя четыре разных музыкальных инструмента.Этот танец – довольно интересная творческая находка. Я не пожалел, что пришелсегодня и посмотрел выступление этого коллектива. Я открыл для себя еще одинновый Государственный ансамбль танца и песни – «Алтам».

Поближе познакомиться коллегам двухансамблей танца и песни удалось на следующий день после выступления. 18 февраляу алтайского коллектива выдался свободный день, который они посвятилитворческим встречам и экскурсиям. Алтамовцы посетили Национальный музей имениАлдан-Маадыр Республики Тыва, где увидели золото скифов, найденное в кургане«Аржаан-2», побывали на спектакле «Кан-кыс» в Национальноммузыкально-драматическом театре имени Виктора Кок-оола.  Была организована творческая встреча сколлегами из Государственного ансамбля песни и танца «Саяны», где не обошлосьбез взаимных мастер-классов. А вечером в неформальной атмосфере за чашкой чаясостоялась очень душевная встреча горноалтайского коллектива с министромкультуры Республики Тыва Алдаром Тамдыном. Айана Шинжина передала лучшиепожелания от министра культуры Республики Алтай Эжера Ялбакова и сообщила, чтоперед отъездом на гастроли общалась с ним. Эжер Алексеевич просил передать, чтов свою очередь будет рад принять тувинский коллектив с гастролями и постараетсяпоказать алтайское гостеприимство. Алдар Константинович согласился с тем, чтовзаимное культурное сотрудничество необходимо следует продолжить. Возможно, ужев этом году с гастролями на Горный Алтай приедет Тувинский государственныйансамбль песни и танца «Саяны», так как он может в достаточной степени отразитьвокальную и танцевальную культуру Тувы, либо, если речь будет идти о болеекомпактном и мобильном коллективе, то может приехать фольклорный ансамбль«Тыва». Следует отметить, что обмен культурным опытом между двумя регионамихорошо налажен в ремесленном деле. Так, руководитель  Центра развития народных художественныхпромыслов «Энчи» Татьяна Бабрашева, много лет участвующая в Международномфестивале «Узоры жизни на войлоке», проходящем в Туве, рассказала, что ониобучают тувинских мастеров технике войлоковаляния. А тувинские мастера во главес Сергеем Кочаа, преодолеваю трудную дорогу, ведущую напрямую изБай-Тайгинского района на Алтай, учат алтайских мастеров искусству работы сдеревом, камнем, кожей.

В завершении встречи руководители обменялись памятнымиподарками. Айана Шинжина подарила министру объемную картину из оргстекла сизображением скачущих лошадей и алтайский целебный бальзам. Министр презентовалШинжиной сувенир в виде тувинского национального инструмента игила и каждомучлену коллектива лично вручил по подарку на память о гастролях в Центре Азии,поздравил именинницу Ак-Ай Шинжину, встретившую свой двадцать четвертый деньрождения на тувинской земле. В ответ на теплый прием хореографы исполниливеселую песню на алтайском языке.

На следующий день артисты «Алтама» сконцертной программой отправились в Эрзинский и Тес-Хемский кожууны, где их, также как и в Кызыле, радушно встретили, как и положено дорогих гостей, на въездев сумоны с благопожеланиями и белым тувинским чаем. В Эрзине концерт состоялсяпри аншлаге без заминок. В конце встречи хозяева преподнесли алтамовцам баранийкрестец с жирным курдюком – традиционное тувинское угощение, подающееся самымпочетным гостям. В Тес-Хеме из-за сильной метели погас свет, но местные работникикультуры подключили электробензогенератор и тес-хемские зрители не остались безконцерта. Возможно здесь, и в самом деле, не обошлось без покровительства Умайэне. Тес-хемовцы потчевали гостей национальной кухней «изиг-хан» и дажепоказали несколько концертных номеров. За оказанное гостеприимство и организацию на надлежащем уровне концерта гостей из братской республики министр культуры Алдар Тамдын выражает администрации кожуунов большую благодарность.

Напомним, что гастроли Государственноготеатра танца и песни Алтам» состоялись при поддержке министерств культуры двухреспублик – Тувы и Алтая – в рамках соглашения о культурном сотрудничествемежду регионами. В ближайшие дни Тува готовится встретить следующих гостей изАлтая – музыкантов во главе с известным исполнителем алтайского горлового пенияУрматом Ынтаевым.

 Виктория Хомушку