АГИКИ: В звуках игила министра культуры Тувы плачет детеныш косули и… сигналит автомобиль

6 лет ago Пресс-служба Комментарии к записи АГИКИ: В звуках игила министра культуры Тувы плачет детеныш косули и… сигналит автомобиль отключены

1 апреля 2015 г. на кафедре искусствоведенияАрктического государственного института культуры и искусств в Якутске состоялась оченьинтересная творческая встреча с министром культуры Республики Тыва АлдаромТАМДЫНОМ, талантливым музыкантом, мастером-изготовителем национальныхинструментов, народным хоомейжи Республики Тыва.

Профессор Юрий ШЕЙКИН, принимавший высокого гостя,отметил его необыкновенно яркую, проникновенную манеру игры на тувинскихмузыкальных инструментах. Алдар Константинович также является участникомфольклорной группы «Чиргилчин», которой исполнилось уже 15 лет. На родинеАлдара Тамдына называют «творцом плачущих и ликующих, нежных и грозных, незатейливыхи завораживающих звуков», о его игре говорят, что «в звуках его игила плачетдетеныш косули, трубят маралы, кричит кабарга и сигналят автомобили». Идействительно, всем, кто слышал его игру, довелось в этом убедиться. АлдарКонстантинович продемонстрировал традиционные мелодии на тувинскомструнно-смычковом инструменте игил. Кстати, игил был предоставлен из коллекцииЮрия Ильича, который приобрел его у известного тувинского мастера МаржымалаОНДАРА. Отец Алдара Тамдына также был известным в Тыве мастером-изготовителеммузыкальных инструментов, лично знавшим Маржымала Ондара. Удивительно былонаблюдать, как коллекционный инструмент стал буквально оживать в рукахискусного мастера, издавая сначала отдельные звуки, а затем и целые мелодии.Один из сыгранных им напевов, к примеру, был связан с сюжетом легенды ободиноком гусе-сироте: «Однажды шаман увидел, как мальчики гонялись за гусем. Ион услышал голос гуся, который молил о помощи: «Я один на этом свете. Я –сирота, пожалуйста, не убивайте меня».

С большим увлечением искусный хоомейжи (мастергорлового пения хоомей) рассказал о технике тувинского горлового пения хоомей.По мнению Алдара Константиновича, хоомей – это не просто горловое пение, асвоеобразный «микст горлового и обертонового пения. Горловое пение, к примеру,это – алтайский кай, горлохрипение у многих северных народов и т.д.». По егословам, при пении стилем хоомей работают и нос, и горло, и язык, и даже глаза.Кстати, заметим, что у якутов тоже сохранились необычные типы интонирования(хоңсуо ырыа (гнусавая песня), таңалай ырыата (нёбное пение), мурун ырыата(носовая пение), хабарђа ырыата (глоточная песня) и др., которые до сих пор ещемалоисследованы. Обсуждение широкого спектра вопросов, связанных с традиционноймузыкальной культурой, изучением и сохранением уникального культурного наследиянародов Сибири оказалось общей темой, одинаково волнующей специалистов Тывы иЯкутии.

ВарвараДЬЯКОНОВА, музыковед

 sakhalife.ru