Общение с Музыкой. К 175-летию Петра Ильича Чайковского

6 лет ago Пресс-служба Комментарии к записи Общение с Музыкой. К 175-летию Петра Ильича Чайковского отключены

Каждое время выбирает свои ценностные ориентиры, хотя всегдаесть и остаются на века абсолютные шедевры, которые с годами лишь обнажают всеновые и новые грани, прежде скрытые от глаз. К их числу относится то огромное,совершенно необъятное по глубине лирического, явление, рожденное культуройРоссии и мира в XIX веке, имя которому – Петр ИльичЧайковский.

«Из века в век, изпоколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасноймузыке. И в этом ее бессмертие», – так писал в 1965 г.  великий композитор XX века Д.Д. Шостакович. С той поры прошло еще полвека жизнимузыки П. Чайковского на всех континентах Земли, однако, и сейчас еевоздействие на слушателей также поразительно всесильно: оно не зависит ни отвозраста, ни от этнической принадлежности слушателя.

Причина, очевидно, в природе созданного Чайковским. Это –удивительный феномен русской музыкальной и мировой культуры XIX века. Политические режимы, войны, революции, всяческиецензуры никогда не могли прервать общения Человечества с музыкой Чайковского,которая неизменно затрагивала самые глубинные стороны человеческой души.

7 мая 2015 года – значимая дата: весь мир отмечает 175-летиеПетра Ильича Чайковского. В честь юбилея, в Клину – месте, где композиторпрожил восемь с половиной лет, – с 30 апреля по 7 мая прошли мероприятия подэгидой Министерства культуры России – Всероссийская историко-культурная инаучно-просветительская конференция и Международный музыкальный фестиваль.

В списке выступающих – знаменитый дирижер и художественныйруководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, итальянский дирижер РиккардоМути, композитор и дирижер Михаил Плетнев, пианисты Денис Мацуев и КириллГерштейн, японская альтистка Томико Акасака и многие другие.

Конференцияпроводилась 29, 30 апреля 2015 г. в Государственном мемориальном музыкальноммузее-заповеднике П.И. Чайковского в Клину. Мне посчастливилось представитьРеспублику Тыва в данном мероприятии и прикоснуться к удивительному мирубольшого музыкального искусства, познакомиться с необыкновенно интереснымилюдьми, совершить экскурсию в дом П. И. Чайковского, познакомиться с сериейюбилейных выставочных проектов в залах музейного комплекса: «П. И. Чайковский.Симфония «Жизнь», «Музыкальная весна мира» по страницам истории Международногоконкурса имени П. И. Чайковского, «Судьба клинского дома П.И. Чайковского вгоды Великой Отечественной войны» и др.

С большим интересом всех присутствующих прошла презентацияиздания научных трудов Государственного мемориального музыкальногомузея-заповедника П.И. Чайковского: тома 1-4 серии IIIАкадемического полного собрания сочинений П. И. Чайковского – совместный проектс Государственным институтом искусствоведения. Хранительница архива П. И. Чайковского,доктор искусствоведения, Полина Ефимовна Вайдман с большим трепетом и вдохновением,совместно с коллегами, проделали огромную кропотливую  работу, и теперь 4 тома подлинной жизникомпозитора стали доступны для изучения.

Кульминацией мероприятия стало выступление Венскогофилармонического оркестра под управлением Риккардо Мути. В концерте прозвучалипроизведения Ф. Шуберта «Увертюра в итальянском стиле», Симфония № 35 Моцарта,Симфония № 5 П. И. Чайковского. На «бис» был исполнен отрывок из оперы Дж. Верди«Набукко».

Погружаясь в чарующие звуки великих мастеров  – композиторов, музыкантов и исполнителей, понимаешь:классическая музыка сегодня не нуждается в популяризации, скорее, человечествонуждается в ней, в музыке, которая говорит о самом сокровенном для каждого изнас, помогает постичь красоту мира и душу всякого живущего.

Первый международныйфестиваль им. П. И. Чайковского совпадает с другой великой датой отечественнойистории – 70-летием Победы в ВОВ и это весьма символично. Чайковский напротяжении всей жизни был преданным сыном России. Многие страницы еготворчества посвящены памятным и судьбоносным событиям в ее истории. Им созданымарш «Добровольный флот», доход от которого был предназначен на постройкуРусского крейсерского флота; торжественная увертюра на освящение Храма ХристаСпасителя «1812 год», написанная к дате, которую отмечала вся Россия – юбилеюПобеды в другой Отечественной войне, войне 1812 года.

Чайковскийоткликнулся на события и жертвы, которые понесла Россия в борьбе за освобождениеБалканских стран от турецкого владычества, создав «Славянский марш» на народныеславянские темы. Он написал знаменитый Торжественный коронационный марш икантату «Москва» к церемонии восшествия на престол императора Александра III, глубоко переживал трагическую гибель Александра II и страстно осуждал то, что тогда уже начало распространятьсяв России, а сейчас получило название терроризм.

Музыкальное и литературное наследие Чайковского создавалосьна протяжении 28 лет из 53 прожитых. Оно насчитывает свыше 400 музыкальныхсочинений из числа завершенных и сохранившихся в самых разных жанрах, а такжеболее 150 литературных, среди которых статьи для периодических изданий исловарей, стихи и переводы, учебники и теоретические труды. Огромно иэпистолярное собрание, составляющее около 6 тысяч сохранившихся писем к родным,друзьям и коллегам, выдающимся представителям русской и мировой культуры,членам Императорского дома.

Жизнь Чайковского и его творчество составляют неразрывноеединство. Его произведения – своего рода лирический дневник. Понять же музыкуЧайковского – значит пройти с ним его жизненный путь, его дорогу жизни.

Алёна Семенова,

Заслуженный работник культуры РТ