Символику хоомея и логотип Международного фестиваля-конкурса «Хоомей в Центре Азии» утвердили хоомейжи республики

6 лет ago Пресс-служба Комментарии к записи Символику хоомея и логотип Международного фестиваля-конкурса «Хоомей в Центре Азии» утвердили хоомейжи республики отключены

Меньше месяца осталось до IМеждународного фестиваля «Хоомей в Центре Азии», в рамках которого пройдетМеждународный конкурс исполнителей хоомея на Приз Главы Республики Тыва. Проведениефестиваля было инициировано Главой республики и проводится с целью популяризацииискусства горлового пения как неотъемлемой части традиционной культуры народовЦентральной Азии, сохранения и развития лучших традиций школ хоомея, выявленияи поддержки талантливых исполнителей.

За последние два десятилетия хоомейсовершил большой скачок в своем развитии в Туве. Этому способствовали тувинскиеисполнители горлового пения, взявшие на себя миссию возродить хоомей ивырастить талантливую молодежь в совершенстве владеющую традиционным искусствомисполнением хоомея. Развитию и популяризации горлового пения способствовал ирегулярно проводимый Международный этномузыкологический симпозиум «Хоомей –феномен культуры народов Центральной Азии», занимающийся изучением хоомея. Вэтом году впервые движение хоомей выходит на новый уровень, приобретя поддержкуглавы республики, что было встречено хоомейжи с большим воодушевлением.

«Мы горды тем, что искусство хоомея,переданное нам нашими предками, поддерживается на самом высоком уровне, – говоритНародный хоомейжи Тувы, директор Центра развития традиционной культуры иремёсел Игорь Кошкендей. – Ни в Монголии, ни в Китае, где достаточно многогорловиков, мы не видели такого внимания к хоомею со стороны властей, сколько внашей республике. Поэтому мы, хоомейжи Тувы, очень благодарны Правительству илично Главе республики  за оказываемуюподдержку».

Члены Союза исполнителей горловогопения хоомей видят в проведении фестиваля новый этап в развитии хоомея в Туве,направленный на укоренение мнения, что именно Тува, являющаяся колыбельюскифской цивилизации, занимает особое место в развитии горлового пения в мире. Этаже мысль отражена и на символике хоомея, принятой и утвержденной на III Республиканском форуме исполнителейхоомея 6 декабря 2014 года.

Автор символики хоомея, Народный художник Тувы, Начын Шалык, чьи работывсегда отличаются глубоким смыслом, скрытым за символами, отнесся к задачеразработки логотипа с большой ответственностью. Он изучил множество легенд имифов о мироустройстве, рожденных на территории нашей республики. В основусимволики хоомея легло представление о мире по канонам тенгрианства, согласнокоторым существуют три мира: верхний, срединный и нижний. В логотипе онивоплощены в образах трех животных, запечатленных на предметах утвари и напетроглифах, сохранившихся с древнейших времен. Так, верхний мир (үстүү оран)представляет орёл. Древние тюрки считали, что птица напрямую связана снебесными божествами, служа их глашатаем. Пение орла похоже на стиль горловогопения «сыгыт”. По одной из версий наши предки в сыгыте имитируют пение орла.Именно поэтому орел в композиции занял центральную позицию. Срединный мир (ортааоран) представлен фигурой скифского оленя, найденной при раскопках кургана»Аржаан-2”. Олень – животное, которое стремится к верхнему миру, к солнцу. Бегего стремителен и легок. Он всегда раскрашивался в желтый цвет (цвет солнца) иизготавливался из золота. В символике хоомея олень – это наше далекое прошлое, отсылающееко временам скифов. Напротив оленя свернулась фигура медведя – представителянижнего мира (алдыы оран). С древних времен считалось, что медведь, уходящийзимой под землю, связан с богами нижнего мира. Это тотемное животное тувинскогорода Адыг-Тюлюшей, проживавших на территории современного Баян-Кола. «Толькотам, на скалах вблизи Баян-Кола, я обнаружил петроглифы, изображающие медведя, –поясняет художник. – Это редкие наскальные рисунки. В основном обитателидревней Тувы – тюрки, изображали волков, считая их своими родоначальниками. Ясчел необходимым изобразить медведя, так как это тотемное животное именнотувинцев”. Изначально в центре композиции был изображен логотип Центра развитиятрадиционной культуры и ремёсел, представляющий собой свастику из трех лучей –триксель, в основе которого также лежит представление о древнем мироустройстве.

«Когда разрабатывался логотип фестиваля «Хоомей в центре Азии”, на одном изсовещаний, хоомейжи решили, что будет справедливо, если в центр логотипафестиваля мы поместим не логотип Центра развития традиционной культуры иремёсел, а именно   тот знак, который вы видите. Этотсимвол также был разработан мною год назад. Не согласен с доводами,распространенными в Интернете о том, что здесь зашифрованы чьи-то имена. Заоснову взят «кас демдек” – «знак гуся”. Его происхождение связано с древнейлегендой о том, что именно два гуся спасли мир от наводнения. Внимательнорассмотрев знак, можно разглядеть крылья двух птиц, положивших началовозрождению мира. Поэтому здесь «кас демдек” – символ возрождения, удачи,плодородия, движения, Солнца, жизни, но никак не фашизма. Этот знак с восьмоготысячелетия до нашей эры используется у большинства народов мира, изображаясьна предметах повседневного быта, одежде, монетах, вазах, оружии, знамёнах игербах, при оформлении церквей и домов!”.

«Поместив в центр этот знак, мы иподумать не могли о том, что это может вызвать такие  обсуждения. Идеи,  заложенные в изображении,  были  неправильно поняты», – прокомментировал ИгорьКошкендей.

Напоминаем, что I Международный фестиваль«Хоомей в Центре Азии» состоится с 10 по 14 августа 2015 года в городе Кызыле.В нем примут участие около двухсот исполнителей хоомей (солисты и ансамбли).Половина из них – иностранцы: представители Испании, Италии, Франции, США,Финляндии, Нидерландов, Турции, Китая и Японии. Из российских регионовожидается приезд известного алтайского кайчы Болота Байрышева (РеспубликаАлтай), знаменитой этно-группы «Айархаан» (Республика Саха (Якутия),прославленного театра «Байкал» (Республика Бурятия), фольклорный ансамбль«Ульгер» (Республика Хакасия). Туву представят около ста человек и 28ансамблей. Все они будут состязаться за победу в трёх номинациях: «Солотрадиционное», «Традиционный ансамбль», «Хоомей в современной интерпретации».

Программа фестиваля будет насыщенной.11 августа после торжественного открытия фестиваля участники совершат обрядосвящения «Оваа хоомейжи», расположенном в этно-культурном комплексе«Алдын-Булак». Конкурсы по номинациям будут проходить 11 и 12 августа на сценеЦентра развития традиционной культуры и ремёсел и на открытой сцене вархитектурно-скульптурном комплексе «Центр Азии». Хоомей в традиционномисполнении и в различных вариациях современной музыки (джаз, рок, поп, фьюжн идр.) прозвучит перед монументом «Царская охота», как ничто иное олицетворяющемнаследие кочевой культуры. Церемония награждения победителей и торжественноезакрытие фестиваля состоятся 13 августа вечером на сцене Национальногомузыкально-драматического театра им. В. Кок-оола.

С положением конкурса можноознакомиться на официальном сайте министерства культуры Республики Тыва поссылке http://tuvaculture.ru/2236-polozhenie-mezhdunarodnogo-konkursa-hoomey-v-centre-azii-na-priz-glavy-respubliki-tyva.html

Виктория Хомушку