Новая высота фестиваля «Устуу-Хурээ»

6 лет ago Пресс-служба Комментарии к записи Новая высота фестиваля «Устуу-Хурээ» отключены

Отгремел XVI Международныйфестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», посвященный вэтом году национальному празднику Наадым и 250-летию Даа-кожууна. Более тысячигостей фестиваля, получившие мощный заряд энергии и массу положительных эмоций,активно штудируют всемирную паутину в надежде найти аудиотреки участников, делятся впечатлениями в социальных сетях, выкладывая фотографии ивидеозаписи с концертов, и уже обсуждают следующую поездку. Действительно,»Устуу-Хурээ” не отпускает.

На лоне природы, в раскинувшемся рядом с Чаданом палаточном лагере,привычная жизнь, переполненная повседневной суетой, переходит в иное русло,предлагая остановиться и задуматься, по иному взглянуть на мир, зановорасставить приоритеты и с новой силой влюбиться в музыку. А музыки в течениечетырех фестивальных дней, с 22 по 25 июля, было очень много и в большомразнообразии – от фольклора до авангарда. На одной сцене – музыканты разногокалибра из разных городов и стран: от впервые вышедших на публику новичков домировых звезд. Всего зарегистрированных участников – 257. Меломаны с удивлениемобнаруживают здесь совершенно незнакомые группы, созданные незадолго дофестиваля, а то и во время него. И это не удивительно, многие известные сегодняколлективы начинали свой путь с «Устуу-Хурээ”. Яркий пример – трехкратный обладательГран-при Международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» (2005,2006, 2008 гг.) Духовой оркестрПравительства Республики Тыва, который на этом фестивале был в качествехедлайнера. Такой высокий статус, впрочем, не дал музыкантам спокойнонаслаждаться праздником, так как именно они, наравне с коллективомТувгосфилармонии, взяли на себя основные организационные хлопоты.

Вчисле начинающих была чаданская группа с сакральным названием «Сакса». Так называется сосуд,помещаемый в сердце оваа при его создании. Ребята с юношеским задором исполнилипопулярную песню «Кежээки Чадаана” – «Вечерняя Чадаана”, ставшую гимном длямолодежи, а также, написанную специально для фестиваля, песню «Устуу-Хурээ”, преисполненнуюгордостью за то, что мероприятие такого уровня проходит на их родной земле, приумножая славулюбимого города. Любовь к музыке и малой родине принесла молодому коллективу»Сакса” диплом фестиваля в номинации «Лучшийвокально-инструментальный ансамбль”.

Еще один чаданский коллектив, детский фольклорный ансамбль «Кенгирге”,награжден дипломом в номинации «Надежда”.

Действительно, есть все надежды на то, что, начав заниматься музыкой и хоомеемв столь юном возрасте, ребята к совершеннолетию вырастут в маститых горловиков.Как Монгун-оолМонгуш из Чадана – солист состава фольклорного ансамбля»Тыва”. Он и его сокурсники, игравшие в студенческом ансамбле «Чангы-Хая”при Кызылском колледже искусств имени Алексея Чыргал-оола, в этом году получили наруки заветные дипломы об окончании колледжа и пополнили ряды известного ансамбля»Тыва”. На «Устуу-Хурээ” мастерство выпускников было оценено на высоком уровне:ансамбль «Тыва” получил приз фестиваля «За профессионализм” и  спецпризИнформационного центра туризма Министерства культуры Республики Тыва, а Монгун-оол Монгуш был признан лучшим солистомфестиваля и уехал с гитарой от ГТРК «Тыва”.

Впервыена большую сцену вышел девичий фольклорный коллектив «Оргаадай”, тоже студентки Кызылскогоколледжа искусств. Девушки держались на сцене немного робко, но инструменты ихзвучали уверенно. Бессменный ведущий фестиваля Андрей Чымба отметил, что точнотак же когда-то начинал фольклорный ансамбль «Тыва кызы”. Возможно, и этискромные девушки обретут в будущем мировую славу. Тем более, педагог у них ни ктоиначе, как солистка ансамбля «Тыва кызы” Олча Тумат. Жюри фестиваля отметило успешноевыступление девушек дипломом в номинации»Дебют”.

Абаканская группа «Shadow Kraft”, специализирующаяся в направлении альтернативный метал,с недавних пор поставившая цель покорить Туву, представила фестивальной публикенесколько динамичных композиций, запомнившихся необычным гортанным вокаломАлександра Кравченко. К слову, харизматичный гитарист этой группы, ВячеславМонгуш, родом из Тувы.

Поболеть за него из Кызыла приехала его сестренкаМергенмаа Монгуш, студентка второго курса Кызылского медицинского колледжа, считающаясебя коренной чаданкой, несмотря на то, что переехала отсюда в Кызыл вшестилетнем возрасте. «Как помню себя, фестиваль «Устуу-Хурээ” всегда был. Онстал неотъемлемой частью жизни нашего города, – рассказывает девушка. – Здесьбезумно интересно. Столько разных людей из разных регионов и стран здесьсобираются! Очень интересно с ними пообщаться. Со мной приехали мои подружки,которые здесь впервые”. С такой поддержкой рок-группа «Shadow Kraft” заслуженно получиладиплом в номинации «Самый энергичныйпроект фестиваля”.

Кызыльскаярок-группа «Loud” также отличилась лирическимисполнением авторских песен ТатьяныКрыциной и была удостоена диплома в номинации «Лучший акустический проект”.

Приятно было услышать впервые выступающий на фестивале новосибирский дуэт «Shake», играющий на русских народных инструментах – домре, калюке, окарине (глинянойсвистковой флейте), гуслях крыловидных. Свою технику исполнения музыкантыназывают «лайв лупинг» (от английского «Live Looping») – «живая петля». Слушая виртуозноисполняемую легкую мелодию с элементами фолка, уносящуювдаль, невозможно представить невероятно сложный процесс звукоизвлечения. Чтобыне сбиться, музыканты работают в наушниках. «Мы исполняли нашиобработки-аранжировки фольклора Новосибирской и Читинской областей.Импровизация имела место быть. Мы выступали впервые на фестивале. Получили оченьмного эмоций и пищи для размышления. Здорово окунуться в жизнь и традиции Тувы!»,– делится руководитель группы Алексей Александров. Нетривиальный подход принес дуэту победу в номинации «Лучший инструментальный коллектив».

Первые два дня не повезло красноярскому ансамблю с красивым названием «Жимолость”. Из-за технических неполадок он не смог выступить. Но на гала-концерте зрители были одарены удивительнойвоодушевляющей музыкой, где лейтмотивом звучала скрипка в руках ОльгиБрагинской. Ансамбль, регулярно приезжающий на фестиваль, получил диплом вноминации «За верность фестивалю”.

Ещеодин красноярский коллектив – «Шкатулочка». Девушки в ярких этнических костюмах выделились залихватским исполнением фольклорныхпесен. А совместное выступление «Шкатулочки” с ее давними друзьями – заводнымифолк-рок-металистами из группы «Духов день”– заставило приплясывать весьстадион. Результат – диплом в номинации «Лучшийаутентичный фольклор”.

 

Тувинскийфольклорный ансамбль «Тайга сыны» из Бай-Тайги получил диплом в необычной номинации, как нельзя лучшехарактеризующей исполнение музыкантов – «Замудрость и деликатность исполнения”.

Впервые приехали на фестиваль «Устуу-Хурээ” и их соседи, проживающие завеличественными зелеными кольцами Бай-Тайги – группа «Алтай-Кай” под руководством Народного кайчы Республики АлтайУрмата Ынтаева.  Молодые хоомейжи, или,как их называют на Алтае, кайчы, приехали напрямую через Бай-Тайгу, преодолевтрудную дорогу в 570 километров, проигнорировав менее опасный и комфортныйкруговой путь протяженность в 2500 километров.

«Мы живем в самом отдаленномместе Алтая – Улаганском районе, получившем свое название от слова «Улухан”.Район расположен высоко в горах и зимой там очень холодно. Мы выбрали короткийпуть напрямую, так как нам привычны горные дороги, — рассказывает кайчы Алексей(Алаш) Топчин, поразивший зрителей мастерской имитацией животных. – Тува умеетпринимать гостей. Нам оказали очень теплый прием зимой два года назад, когда былеще жив Конгар-оол Борисович. Тогда же мы пообщались и с Кайгал-оолом Ховалыгом. Этот приезд нам тоже очень понравился”. Получив диплом в номинации «За верность традициям”, алтайцыуехали, пообещав вернуться в скором времени, чтобы принять участие в Международномфестивале «Хоомей в Центре Азии”, который состоится с 10 по 14 августа вКызыле.

Диплом в номинации «Самый яркийперфоманс” был вручен группе, созданной специально для участия в»Устуу-Хурээ” за несколько дней до ее начала. Это интернациональный коллектив сназванием «Le suldemates” что означает»Близкие по духу”. Родственные души – хореограф Татьяна Баян, актрисаНационального музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола АйзанаЧылбак-оол, музыкант Илья Коловский из Кызыла, француженка Ссаян Манга и АйдемирДенис из Турции – нашли друг друга совершенно случайно. Татьяна Баян рассказалао рождении проекта: «Мы с Ссаян познакомились через Татьяну Крыцину(художник-музыкант, поэтесса) и вместе работаем над танцевальным проектом,собираемся заниматься танцетерапией. На днях она обратилась ко мнеза помощью откорректировать интервью, которое она дала одной нашей местнойгазете. Слушая французскую речь, я была очарована мелодичностью языка ипопросила ее прочитать стих на французском. Выяснилось, что она сама пишетстихи. Под них я начала двигаться. Мы подключили к нашей неожиданнойимпровизации гитару, затем смягчили всё это звуками лимби в исполнении Айзаны, добавили барабаны и бубен ивсё – номер был готов”. «Мы даже не думали, что нас возьмут на гала-концерт «Устуу-Хурээ”,– подхватывает Айзана. – Ведь до сегодняшнего выступления мы сыграли в Кызылевместе только один раз. Выступление на «Устуу-Хурээ” было вторым разом”. Импровизационнаямузыка, стихи в прочтении Ссаян и завораживающий танец в исполнении Тани Баянбыли встречены публикой с большим интересом. Случайно нашедшие друг другаартисты планируют продолжить совместную работу. Прибывшая в Туву всего намесяц Ссаян настолько влюблена в Туву, что решила остаться здесь на год, а затемпродлить визу еще на три года.

Влюбленв Туву и японец Рехей Терада,каждое лето приезжающий сюда, чтобы совершенствовать свой хоомей. Средитувинских хоомейжи он давно уже свой человек, «японский тувинец”, всовершенстве владеющий тувинским языком. За выступление на фестивале»Усту-Хурээ”, где он уже в пятый раз, Рехей получил диплом в номинации «За синтез и слияние культур” и спецприз отИнформационного центра туризма Министерства культуры Республики Тыва.

Открытиемфестиваля стала двенадцатилетняя Ай-Кыс Кыргыс, воспитанница творческой лаборатории «Студия Бориса Салчака». Юнаяисполнительница хорошо известна внутри республики как победительница детскихвокальных конкурсов, но на международную сцену вышла впервые. И спервых нот сразила всех своим невероятным голосом. Когда Ай-Кыс начала петь сложнуюдаже для опытных вокалистов песню «Simple the best» из репертуара королевырок-н-ролла Тины Тернер, стадион взорвался овациями. Девочка, которой все сулилизвездное будущее, получила диплом в номинации «Открытие фестиваля” и специальныйприз  от турфирмы «Тоджа Тур” –сертификат на посещение мараловодческой фермы с принятием пантовых ванн. Спецприз от той же фирмы – экскурсию подостопримечательностям Кызыла – получила и московскаягруппа «Майя”, очаровавшая всех выступлением солистки Майи Мёдовой.

С особым нетерпением чаданские зрители ждали выступления хедлайнеровфестиваля. На стадионе было слышно как зрители переговаривались между собой:»Мы ждем выступления иностранцев”, «Что там иностранцы? Духовой оркестр быпоскорее вышел!”. Дождались во втором часу ночи. Знающие особенности климата(днем – жарко, ночью – холодно) и продолжительность концертов «Устуу-Хурээ”,завершающихся далеко за полночь, зрители не забыли захватить с собой теплыепледы, под которыми очень уютно слушать живую музыки, лежа на стадионе и глядяна звездное небо.

Первымивышла группа музыкантов, прибывшая в Туву в рамках фестиваля-гастролера «МузЭнергоТур”,уже доезжавшего до Тувы в 2013 году. В этот раз тур привез исполнителей из США,Франции, Испании, Швейцарии, Германии, Голландии, Нидерландов и российскихгородов – Санкт-Петербурга, Владимира, Протвино, Томска.

Стоит отметить, что своему рождению «МузЭнергоТур”, берущий бег сподмосковной Дубны, обязан именно Международному фестивалю живой музыки и веры»Устуу-Хурээ”, в чем и признался на сцене продюсер тура Юрий Льноградский пока музыканты настраивали свои инструменты:»Когда мы задумали историю с автобусным фестивалем и решили, что будем ездитьпо всей стране и показывать всем эту странную музыку, мы на самом деле быливдохновлены идеей «Устуу-Хурээ”. Когда я сюда впервые приехал в 2004 году ипосмотрел, как местные организаторы, Игорь Дулуш и его команда, всё это делают,вообще не обращая внимания на то, что происходит вокруг – все говорили, что уних денег нет и не будет, что никакого храма они не построят и не стоитпривозить серьезных американских артистов в Туву, где их никто не знает – онипросто брали и делали. Мы посмотрели и решили: «А что, собственно, нет? Давайтеи мы тоже будем просто брать и делать”. Посадили всех на автобусы и поехали,несмотря на то, что и нам не верили. В 2013 году добрались до вас. Все это,благодаря вам, тому, что вы здесь, в Чадане уже давно-давно-давно”.

Музыка, приехавшая с «МузЭнергоТуром”, действительно, «другая”, не та, ккоторой большинство слушателей привыкло. Чарующие звуки гуслей в руках Гудимира (Максима Анохина) изСанкт-Петербурга и кларнета СаймонаВирша (Simon Wyrsch) из Швейцарии уносили в неведомые сказочные края. Развеселилзрителей швецарский девичий дуэт «EclectaForever” («Эклектика навсегда”), выступление которого невозможно забыть, таккак каждый номер – шоу. Начав с акапельного пения, солистки коллектива – Андрина Боллингер (Andrina Bollinger) и Марена Витчер (Marena Whitcher), севза инструменты начали, в буквальном смысле, шалить: пели то протяжно, тоскороговоркой, переходя с шепота на крик, с крика на шепот, менялисьинструментами, перекидывались барабанными палочками, ползали по сцене,прятались за барабанами, на которых до этого играли, небрежно накинув ткань.

Группы с видными музыкальными деятелями из разных стран – французскогосаксофониста Эрика Пайе (Eric Pailhe), испанскогогитариста Анхель Онтальва (Angel Ontalva), испанскойбас-гитаристки Аманды Пасос (AmandaPazos Cosse), томской группы «SineSeawave” и других – сыграли несколько номеров со сложным музыкальнымнаполнением, где светлые ноты сменялись мрачными, погружая в размышлениятысячную публику. Финальное выступление американско-нидерландской группы «Cactus Truck”, к которойприсоединились и все остальные участники тура оказалось для многих экзаменом навыдержку. Некоторые зрители, не выдержав сумасшедшей энергетики и шума,сидели, закрыв уши, или же и вовсе покидали стадион, но не навсегда, а длятого, чтобы вернуться к выступлению следующего хедлайнера – Духового оркестра Правительства РеспубликиТыва.

Артисты Духового оркестра, вышедшие в костюмах мистерии «Цам” (только безмасок), произвели настоящий фурор, исполнив несколько разноплановых композиций:»Иду на вы”, «Устуу-Хурээ” в стиле хип-хопа, «Субедей”, буддийскую мантру «Оммани падме хум” и «Хондергейим” с Народной артисткой Тувы Софьей Кара-оол-Дулуш.На такой эмоционально накаленной ноте завершился концерт в третьем часу ночи.

Другие заявленные в афише звезды – легенда российского блюза Юрий Наумов иамериканский король блюза Алвон Джонсон – выступили на гала-концерте в третий,завершающий день фестиваля, начавшийся традиционным шествием – хороо.

Хороо — одно из самых ожидаемыхдействий фестиваля «Устуу-Хурээ”. Начавшись как карнавальноешествие, постепенно приобрело форму ритуала, суть которого заключается в обходесвятых мест Чадана. Возглавляют шествие ламы и артисты Духового оркестраПравительства Республики Тыва в костюмах «Цам”. За ними – все желающие:участники и гости фестиваля, горожане. Участие в хороо дарит непередаваемыеощущения и эмоции, а в будущем сулит всё только хорошее. Дойдя довосстановленного всем миром Устуу-Хурээ, ради которого и был первоначальноорганизован фестиваль, участники хороо слушают торжественный часовой молебен.После службы три раза, по часовой стрелке, обходят храм и уникальные, чудомсохранившиеся, глинобитные стены разрушенного храма, в трещинах которогохранятся тысячи записок, посланий Богу, загаданных желаний.

В этот раз процессия из тысяча человек тронулась от палаточного лагеря,вдоль города Чадана, мимо Алдыы-Хурээ (Нижнечаданского монастыря) к Устуу-Хурээ(Верхнечаданскому монастырю). Люди, преодолевшие более десяти километров втридцатипятиградусную жару, искренне верят, что жизнь после хороо становитсялучше. Так, гостья фестиваля из Красноярска, держащая за руку годовалую девочкурассказала, что на фестивале она в третий раз и каждый раз она ждет именно этот ритуал: «Я была здесь два года назад. Тогда тоже прошла пешком весь путь хороо,несмотря на то, что вот эта девочка (указывает на дочь) была в моем животике.Год на самом деле был прекрасный, много хорошего произошло в нашей жизни. Дляменя лично, один из самых отличных, классных моментов – это дойти до храма.Ощущения великолепные”.

Действительно, после утра хороо как будто бы сам фестиваль стал лучше: звукна стадионе к гала-концерту был настроен, вечер и ночь оказались теплыми,публика была воодушевлена и провожала шквалом аплодисментов всех выступавших артистов.И уж точно не жалели ладоней и голоса для звезд фестиваля – Юрия Наумова иАлвона Джонсона.

Алвона Джонсона (Alvon Johnson) кызылчане знают по майскому выступлению в столице республики. Именно тогдаИгорь Дулуш пригласил его на фестиваль «Устуу-Хурээ”. Чтобы добраться до Тувыкоролю блюза понадобилось 36 часов, из которых 22 он провел в воздухе. Сначалаон из Африки долетел до Сан-Франциско, где он живет, оттуда добрался доЛос-Анджелеса, где сел на самолет до Москвы. Дальше он полетел в Новосибирск иоттуда в Кызыл. До Чадана он добрался только поздно ночью, после завершениювторого дня фестиваля, и сразу лег спать. Проснувшись, был рад царившей вокругатмосфере. «Давно не был там, где вокруг столько разной музыки. Мне здесь оченьнравится, – поделился он впечатлениями. – Обычно я прихожу, выступаю и сразу жепокидаю шоу, а здесь я провожу очень много времени со слушателями. Для меня этоочень особенно. Тувинский зритель замечательный. Я дарю им любовь и они мне – вответ. Для меня главное в выступлении – это всецелая отдача, со всей энергией”.

На концерте публика, почти не отреагировавшая сначала на громогласноеобъявление ведущим Алвона Джонсона, к концу его выступления в сопровождении»Бэнда ВСГАКИ” была влюблена в него. Искрометный, харизматичный, с удивительнойбелозубой улыбкой, фонтанирующий драйвом, король блюза, после первого номера сошелсо сцены и пошёл на газон пожимать руки зрителям, чем окончательно покорил публику. Сюрпризом стало совместное исполнение с Софьей Кара-оол-Дулуштувинской народной песни в джазовой обработке «Ченим чолдак”. Исполнив попросьбе стадиона очередную песню, Джонсон, не делая поклона, попросту ушел закулисы: иного способа уйти со сцены не было – зритель не отпускал его.

Уникальный гитарист, композитор, нареченный легендой русского блюза, Юрий Наумов, проживающий в Нью-Йорке,участвовал на фестивале второй раз, радуя поклонников осмысленных, глубокихкомпозиций. Мастер психоделического блюза признался, что очень рад возвращению проекта:»Фестиваль «Устуу-Хурээ” исключительно высокого уровня по классу и разнообразиюмузыкантов. Это неожиданно, учитывая то, что с точки зрения медийных ифинансовых ресурсов, ребята (организаторы), почти на голодном пайке. Простопотрясающе, что в сердце Азии, в маленькой республике, где самый большой городс населением в сто тысяч человек, им удалось раскрутить такой фестиваль подвижению сердца. Полуторамиллионный Новосибирск не может этим похвастаться. Неуверен, что тем, что у вас здесь происходит, может похвастаться ипятимиллионный Петербург. Что изменилось с момента моего посещения фестиваля в2010 году? Изменилось то, что храм вибрирует. Он действует. Его посещаютприхожане. Там читаются мантры. И это самый парадоксальный момент. С точкизрения целеполагания фестиваль исполнил свою миссию. Но, благодаря запускухрама Устуу-Хурээ, стало понятно, что смысл фестиваля этим не исчерпывается.

Выяснилось, что ребенок, которого поднимали, растили по крупицам вложенийзаинтересованных мотивированных сердец, встал на ножки и несет вибрацию в мир.А поднявшая его сила продолжает свое магическое воздействие. Поразительная,неожиданная вещь – осознание того, что восстановление храма – не конечная цельфестиваля. Мне очень нравится эта история с храмом и фестивалем. Это метафоранашей жизни. Мы говорим: «Хотим это. Дайте нам это”. Казалось бы, получим это ивсё, дальше двигаться никуда не надо. Но нет. Достигнув цели, мы ставим новую. Итак бесконечно. «Устуу-Хурээ” – прекрасная метафора этого. Замечательно, чточеловек, в 1999 году придумавший фестиваль (Игорь Дулуш), увидел, что егодетище устремилось куда-то дальше”.

В самом деле, после годового перерыва, последовавшего за ошарашившим всехзаявлением Игоря Дулуша о том, что фестиваля «Устуу-Хурээ” больше не будет,многие осознали его ценность, выходящую за рамки строительства храма. Сюдаприходят не только ради веры и не только ради живой музыки. Каждый приходитсюда за чем-то своим. Маша Дикович изКрасноярска на фестивале в третий раз. «Для меня «Устуу-Хурээ” – это место встречидрузей. Новых и старых, – рассказывает девушка. – Впечатления моивосхитительные. Здесь очень душевно. Всё хорошо организовано. Была здесь в 2008 и 2009 годах. В этом году яприехала одна на автобусе, организованном фестивалем «Устуу-Хурээ”. Ехать однойбыло не страшно, так как я знала, что всё будет хорошо и одиноко мне здесь точноне будет”.

Саша из Красноярска, приехавший на фестиваль во второй раз, поделился, чтоего привлекает экзотичность фестиваля: «Приехать на фестиваль «Устуу-Хурээ” –это как съездить в другую страну. Казалось бы, вот она, Тува, под боком, ностоит лишь переехать через Саяны, попадаешь в совершенно другой мир: с другимизаконами, другими людьми. В первый раз приехал на фестиваль в 2013 году.Хотел узнать, кто такие тувинцы и что такое Тува настоящая, не та, о которойчасто говорят и пишут. Убедился в том, что рассказываемое об этой республике не соответствует действительности. Здесь очень хорошие люди. А от лагеря я просто ввосторге!”.

В этом году оргкомитет постарался сделать палаточный лагерь болеекомфортным. «Появились индивидуальные туалетные кабинки с освещением, пунктзарядки телефонов, светодиодное освещение лагеря, бесплатный оптоволоконный интернет,разборная малая сцена” – перечисляет на своей странице «Вконтакте” член оргкомитетаВалерий Иргит.

Завсегдатай фестиваля, вокалист известной тувинской группы «Хартыга» Начын Чореве подтверждает,что организационный уровень мероприятия растет: «Участвую с 2003 года. Тогдавыступал в составе студенческой группы Кызылского колледжа искусств»Чангы-Хая”, окончив первый курс отделения национальных инструментов. Был в2004, 2005 годах. Пропустил фестивали 2006, 2007 и 2008 годов из-за службы вармии. Во всех остальных участвовал в составе разных групп: ансамбля «Моом”,который позже перерос в группу «Хартыга”, ВИА «Аян”, группы «Амырга-Моос”. Вижу,что из года в год фестиваль меняется в лучшую сторону. Организационныешероховатости сглаживаются. География расширяется. Всё больше участниковприезжает из других регионов нашей страны”.

До завершения фестиваля главной интригой было, продолжит ли фестиваль своёсуществование. И наконец, под занавес гала-концерта, идейный вдохновительфестиваля Игорь Дулуш озвучил, что Международный фестиваль живоймузыки и веры «Устуу-Хурээ» будет продолжаться. Свою поддержку выразил председательадминистрации Дзун-Хемчикского кожууна Байбек Монгуш. Да, фестиваль Устуу-Хурээ”взял новую высоту – возведение храма в наших сердцах и в наших душах.

Виктория Хомушку