Хөөмей, объединяющий народы, стирающий границы

6 лет ago Пресс-служба Комментарии к записи Хөөмей, объединяющий народы, стирающий границы отключены

Искусство горлового пения, чудом сохранившееся в Туве, пережившее всепопытки искоренить его, с 10 по 16 августа оказалось в апогее всеобщего внимания.Поводом тому послужил IМеждународныйфестиваль «Хөөмей в Центре Азии”, собравший в тувинской столице 195 исполнителей горлового пения, претендовавших на победу в Международномконкурсе исполнителей хоомея на приз Главы Республики. Среди них представителиИспании, Италии, Франции, США, Финляндии, Турции, Монголии, Китая и Японии,российских регионов – Горной шории Кемеровской области, Хакасии, Якутии, Алтая,Башкортостана. Многие из них признались, что победа в этом конкурсе – не главное.Участники фестиваля во главу приоритетов поставили общение с друзьями, новыеинтересные знакомства, укрепление культурных и дружеских связей, рождение новыхпроектов. И, действительно, фестиваль «Хөөмей в Центре Азии” стал площадкой длявсего этого.

О серьёзном подходе участников к конкурсу свидетельствует их ранний приезд:почти все прибыли в Кызыл за несколько дней, а то и недель до фестиваля. Первыйфестивальный день начался 10 августа в 9 утра с регистрации участников в Центреразвития тувинской традиционной культуры. После обеда последней приехаладелегация наших ближайших соседей, хакасов, успевших к открытию фотовыставки«Чүрээм үнү – хөөмей” («Хоомей – голос сердца моего») на втором этаже Центраразвития тувинской традиционной культуры.

Автор выставки, известный в сфере культуры фотохудожник Василий Балчый-оол,рассказал собравшимся, что увлекается искусством фотографии больше двадцатилет. С 1998 года снимал все Международные этномузыкологические симпозиумы»Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии”. Начинал с пленочныхфотоаппаратов, в 2003 году перешел на цифровую камеру. «Каждый кадр прекрасен,так как это история, миг, который больше не повторится никогда», — отметилмастер, с особой гордостью указывая на фотографию, где на фоне синего небазапечатлен Конгар-оол Ондар с китайскими музыкантами.

В каждой рамке – исторический снимок, передающий настроение застывшегомгновенья. Например, получение Бады-Доржу Ондаром Гран-при симпозиума 2008 года– автомобиля: Конгар-оол Борисович в окружении хоомейжи, в числе которых ипобедитель, только что раскупорил бутылку шампанского. Брызги игристого напитканавсегда превратились в пенный столб.

Василий Максимович признался, что больше всего  любит снимать людей в национальных костюмах,находящихся на природе. У него есть несколько серий снимков, на которыхзафиксированы музыканты и спортсмены во время трех основных мужских игрищ –скачек, борьбы и стрельбы из лука. Частые гости Центра развития тувинскойтрадиционной культуры знают, что стены фойе на втором этаже никогда не пустуют.«Здесь может выставляться любой желающий фотограф. Центр предоставляет место ифоторамки, – рассказывает Василий Балчый-оол на радость молодым фотографам,окружившим его. – Фотографу остается лишь отобрать лучшие снимки и распечататьих». Качественная печать фотографий требует немалых финансовых средств.Например, печать одного снимка в формате А1 может обойтись в 5000 рублей.Василий Балчый-оол сказал, что не знает даже приблизительного количестваснимков, хранящихся в его архиве. Ответил лишь, что их очень много. Своейочереди выхода в свет ждут старые фотографии на пленке.

Среди посетителей выставки был известный хакасский исполнитель горловогопения, Заслуженный деятель искусств Республики Хакасия, Олег Чебодаев, частыйгость в Туве. Талантливый музыкант, владеющий игрой на всех хакасскихмузыкальных инструментах, исполнитель хакасского горлового пения хай, восновном приезжает в нашу республику со спектаклями Хакасского театра драмы иэтнической музыки «Читiген», в которых занят как музыкант и композитор.Принимал участие в Международном этномузыкологическом симпозиуме «Хоомей –феномен культуры народов Центральной Азии” в 2008 году. Хайчы часто общается стувинскими музыкантами и мастерами: «С огромным уважением вспоминаю АясаДанзырына, с которым часто ездил на фестивали. Манеры исполнения хоомея ухакасов и тувинцев, конечно разные. Тот же каргыраа у нас звучит совсемпо-другому. Именно в горловом пении Тува очень сильно развита и я бы не сталсравнивать ее в этом отношении с другими регионами. Считаю, что всем нам,проживающим в Сибирском регионе, необходимо объединиться для того, чтобыподдерживать искусство хоомея, так как корни хоомея в Сибири. Думаю, фестивальположит этому начало”. На конкурсе Олег Чебодаев выступал в номинации»Традиционное соло”, а также в составе фольклорного ансамбля «Айланыс”, призывающего возвращение к истокам.

Ожидаемая всеми участниками, гостями и зрителями торжественная церемонияоткрытия I Международного фестиваля «Хоомей в Центре Азии» состоялась  вечером 10 августа на набережной Енисея вархитектурно-скульптурном комплексе «Центр Азии”. Стоит отметить, что место дляпроведения церемонии открытия выбрано было очень удачно. На фоне заката, у застывшихв стремительном беге царской охоты древних номадов, хоомей в исполненииучастников фестиваля звучал очень органично и величественно.

Сценаристу и режиссеру церемонии открытия, Заслуженному артисту ТувыЛеониду Кан-оолу, удалось погрузить участников и гостей в самобытную культуруТувы. Под шум ветра на площадке перед амфитеатром возникла одинокая фигуранебесного шамана, обращающегося к духам Земли, Неба, Огня и Воды с просьбойспуститься к нему и внять его мольбам о благодати для всех живых существ,обитающих на его родине и благословить сокровище его народа – хоомей. Призывыего не остались безответными. Звучат сыгыт и каргыраа. На сцене под потокомсветовых лучей появляется свита скифского царя и исполняет величавый танец, приветствующий царя и царицу. Царская чета обращается к собрашимся с благопожеланиямидобра и мира, желая, чтобы звучал по всему миру хоомей и каргыраа, объединяянароды. Ведущие вечера – Шон Куирк и Аржаана Стал-оол (Куулар) – приветствовалиучастников на тувинском и английском языках. С приветственным словом выступилГлава Республики Шолбан Кара-оол: «Сердечно рад поприветствовать на этойдревней земле, земле предков уйгуров, скифов, гуннов, урянхайцев – в РеспубликеТыва! И поблагодарить всех, кто приехал к нам, за доверие. И вместепорадоваться, что наш фестиваль собрал так много фанатов этого удивительногоявления кочевой культуры Азиатского материка, имя которому – Хоомей! Здесьсобрались и прославленные виртуозы горлового пения, и начинающие артисты совсех уголков Тувы, России и мира. Хочу всех искренне поблагодарить за любовь кэтномузыке и за стремление делиться своим исполнительским мастерством. Огромноеспасибо за поддержку Первого международного фестиваля «Хөөмей в Центре Азии»!”.Речь Председателя Правительства завершилась национальным праздничным танцем висполнении Государственного ансамбля песни и танца «Саяны” и, конечно же, акапельнымисполнением хоомея лучшими горловиками республики.

Приоткрыв завесу конкурсной программы, организаторы включили в программувыступление участников и гостей фестиваля, что дало понять, что в Туву,действительно, прибыли лучшие из лучших. Зрители услышали знаменитое сказание обалтайских богатырях «Алас” из уст лучшего кайчы Алтая Болота Байрышева. Кай,воспевающий быстротечные горные реки Алтая, прозвучал и в исполнениипрославленного фольклорного ансамбля «Алтай Кай”. Выступление известнойякутской хомусистки, основательницы прославленной группы «Айархаан”, АльбиныДегтяревой, в которой были сплетены удивительные звуки природы: топот конскихкопыт, ржание лошадей, пение ночной птицы, крикиорла – было настолько поразительным, что даже многочисленныефотографы, позабыв снимать, завороженно следили на ней. Японский мультиинструменталисти продюсер Коичи Макигами, в очередной раз привезший с собой в Туву молодыхмузыкантов, спел лирическую песню на японском языке. Признанный лучшимкураистом Башкортостана, Артур Гайсаров, передав привет от седых уральских гори пожелав фестивалю белой дороги, исполнил импровизацию на курае, тонко вплетя внее хоомей. Всемирно известная девичья фольклорная группа «Тыва кызы” подала нежное,мелодичное, словно бы исполняемое юными хоомейжи, горловое пение. Группа»Угулза”, усиленная мужскими голосами, вновь порадовала своим хитом – песней»Дынгылдай”, запомнившейся зрителям воспроизведенным речитативом в видетувинских скороговорок и органично вплетенным куплетом русской народном песни «Ой,мороз, мороз!”. К слову, «Ой, мороз, мороз!” взял для интерпретации и «АлтайКай”. В конкурсной программе номинации «Хоомей в современной интерпретации” песняпрозвучала в чистом высоком вокале солиста «Алтай Кая” Эзендея Согонокова всопровождении хоомея Амыра Акчина и Алаша Топчина. Тему «Дынгылдай”  на открытии фестиваля продолжила известнаяякутская джаз-группа «Sessionclub” и  молодаяхомусистка Алиса Саввинова, экс-солистка ансамбля «Айархаан”. Как признался,руководитель джаз-бэнда Андриян Егоров, эту песню артисты разучили специальнодля тувинской публики. И не промахнулись. Зрители приняли ее на «ура”.

Следя заграциозными движениями якутских хомусисток, невозможно не любоваться изящнымизапястьями исполнительниц: высоко вздымающиеся плавные полукруги сменяютсярезкими короткими рывками, рождая ни с чем не сравнимые звуки. Добавьте к этомудлинные напевы на якутском языке и имитацию звуков животных и птиц. Волшебство.Девушки кажутся какими-то неземными существами, дивными птицами, изъясняющимисяна языке музыки. Без сомнения, якутские участники, приехавшие по личномуприглашению министра культуры Тувы Алдара Тамдына, произвели сильноевпечатление на всех и очень украсили фестиваль.

Гибкость горлового пения, позволяющую ему гармонично звучать с любымижанрами музыки, лишний раз доказало совместное выступление американцев – гитариста,композитора Сев Августуса и музыканта, продюсера Диджорджа Лемона, с молодымитувинскими горловиками Эресом Ховалыгом и Мерген-Херелом Чадамба. Скрещениеблюза и горлового пения имело успех у слушателей. Мощным завершающим аккордомстал выход фольклорного ансамбля «Алаш”, достигшего сейчас в республикебезумной популярности. Молодые солисты ансамбля являются музыкантами Тувинскогонационального оркестра, а в составе «Алаша” постоянно гастролируют по миру,повышая уровень исполнительского мастерства. Мощь и энергетика тувинскогогорлового пения чувствуются уже с первых секунд их выступления.

Яркое открытие обеспечило успешный старт фестивалю. В течение трехфестивальных дней конкурсные программы на обеих площадках – в концертных залахЦентра тувинской культуры и Дома народного творчества – прошли при аншлагах. Камерноепространство Центра тувинской культуры очень располагало к восприятиютрадиционного соло, неторопливо исполняемого участниками разных национальностейи возрастов. Не было никакого регламента, ограничивающего время выступленияучастников, ровно, как и требований к стилям и исполняемым композициям. Главное– выступление должно производиться без всякого вмешательства техники: никакихмикрофонов и электроинструментов.

В числе сольных конкурсантов маститые хоомейжи республики – Герман Куулар,Валерий Монгуш, Бады-Доржу Ондар, Аян-оол Сам, Айлан Дамыран, Шончалай Чооду, АндрейОпей, Кан-Хулер Саая, Евгений Сарыглар, Алексей Ховалыг, Начын Чореве, ВладимирКуулар, Ай-Хаан Ооржак, Айдын Быртан-оол и другие. Была догоняющая их сильнаямолодежь – Монгун-оол Монгуш, Ачыты Салчак, Айгор Кошкендей, Анчы Тамдын.Подросли для участия в конкурсах и дети хоомейжи – Туметей Ширижик, Окчаа иШалбачы Чооду, Самына Сам и другие . В списке участников и звезды эстрады,исполняющие хоомей – Мерген Куулар, Айдаш Баранмаа.

Чувствовалось как «выросли» представители иностранных государств. Так,зрители очень тепло приняли выступление испанца Гилема Солерна Кортана.Практически без акцента он исполнил тувинские напевы с популярными стилямигорлового пения: хоомей, сыгыт, каргыраа, борбаннадыр, эзенгилээр. Онрассказал, что всегда увлекался музыкой – современной, электронной. В поискахнового, он начал слушать записи в Интернете и впервые услышал хоомей в 2011году, еще толком не понимая, что это. В поисковой строке на запрос «обертонноепение» всегда на первых строчках выходило «тувинское горловое пение». Такначалось его более тесное знакомство с тувинским хоомеем. Слушая записи, онсамостоятельно достиг уровня, представленного на конкурсе. Спокойствием иуверенностью веяло от выступления представителя Внутренней Монголии АмуердалаТемирхуике, прекрасно владеющего стилями каргыраа и чыландык, исполненных импод шоор и дошпулуур.

Всех очаровала девушка из Китая с псевдонимом Талинтуяа, исполняющаяхоомей. В ярком сценическом костюме девушка начала свое выступление, сидя впозе лотоса, постепенно перейдя к энергичному народному танцу. В номере девушкапостаралась показать все свое вокальное мастерство – умение петь народныепротяжные песни, читать скороговорки, имитировать звуки животных и исполнятьгорловое пение в нескольких стилях. Талинтуяа рассказала, что начала исполнятьгорловое пение года два назад. У нее на родине, так же как и в Туве, естьстереотип о том, что женщина не должна исполнять хоомей, так как останетсябездетной. «В Китае женщин, исполняющих хоомей, немного. Нас всего 5-6 человек.Знаю женщин, исполняющих хоомей и являющихся счастливыми матерями. Поэтому я неверю в то, что горловое пение приносит несчастье женщинам, – говорит она. –Наоборот, мы должны заниматься популяризацией хоомея. Очень важно передать нашенаследие молодым людям, и не важно, кто они – мужчины или женщины”.

Жарко было в зале Дома народного творчества, где состязались участники вноминациях «Традиционный ансамбль” и «Хоомей в современной интерпретации”.  Казалось, помещение было пропитано мощнойэнергетикой выступающих, демонстрировавших хоомей во всем его многообразии.Исполняли хоомей как в сопровождении гитары, баяна, саксофона, акустическихгитар, барабанов, и других всевозможных инструментов, так и под фонограмму.Сумел удивить Микко Ньювонен со сценическим псевдонимом Микаэль Космос изФинляндии. На сцену он вышел со звукозаписывающим устройством. Начав, как онпрокомментировал на тувинском языке, с привычной ему музыки города – битбокса, онперешел к каргыраа, получавшемуся у него очень неплохо, на ходу записывая всеизвлекаемые звуки, накладывая их друг на друга. В итоге получился хоомей всопровождении битбокса. Вдобавок к этому Микаэль начал исполнять финскиенапевы. Создалось ощущение, что перед нами целый ансамбль, а не один человек. Зановаторство Микаэль Космос стал лауреатом третьей степени в номинации «Хоомей всовременной интерпретации”.

Творчество Микаэля заинтересовало и участников, поспособствовав рождениюнового проекта  под названием «ТАМ”.Расшифровывается эта аббревиатура заглавными именами участников группы:Талинтуяа, Альбина (Дегтярева), Микаэль.

Интернациональное трио не имеловремени на подготовку в связи с насыщенной программой и успело прорепетироватьтолько 10 минут во время саунд-чека. Но профессиональным артистам и этого былодостаточно для того, чтобы услышать и почувствовать друг друга: получилсяинтересный номер с невероятной смесью звуков хомуса, природы, народных напевов,битбокса и хоомея. Новоявленный проект получил диплом в специальной номинации «Заоригинальный экспромт”. Импровизацию представило и японское трио под названием «Бекурен”,в переводе с японского – лотос. Созданию этой группы мы обязаны японскомуимпровизатору Коичи Макигами. Он привез с собой в Туву двух девушек. Прямо всамолете, по пути в Россию, договорились, что они представят на конкурсе. Своемуперфомансу они дали название «Любовь к Космосу”. Коичи и одна из девушек игралина инструментах, порождая «звуки Космоса”. Другая из девушек играла влюбленностьк Космосу. Композиция в духе авангарда развеселила публику, кто-то из зрителейне понял сути, но жюри нашло выступление японцев сумело оценить, признав группудипломантом третьей степени в номинации «Хоомей в современной интерпретации. Ожидаемаякызылской молодежью группа «Хартыга” не участвовала в конкурсе, но был дуэт «ДаоШин” в составе лидера-вокалиста «Хартыги”, одного из лучших хоомейжи республикиНачына Чореве и гитариста Прохора Смашникова. Тувинские напевы с горловымпением в сопровождении игила и электрогитары были оценены членами жюри навысоком уровне, позволив присвоить «Дао Шину” диплом лауреата первой степени вноминации «Современный хоомей”.

Фестиваль «Хоомей в Центре Азии” доказал, что популярность горлового пениярастет во всем мире. Кроме того, повышается интерес к хоомею и в самой республике.Пополняются  ряды исполнителей детьми имолодежью, осознавших уникальную ценность горлового пения.  Растет число поклонников хоомея и за границей.Многие из иностранцев берут за основу тувинский хоомей, слушают записиизвестных ансамблей республики, берут мастер-классы у наших исполнителей. Так, молодойамериканец родом из Северной Каролины Энди Бауэр, признался, что брал уроки уБады-Доржу Ондара и Андрея Опей. Его, прежде всего, интересует философиягорлового пения. Он удивлен тому, что многие тувинцы не задумываются над тем,почему они поют, не пытаются ответить себе на этот вопрос. При этом понятно,что в пении изливается тоска и грусть народа, живущего в непростых жизненныхусловиях. Особенно остро это чувствуется в каргыраа. «Меня часто спрашивают, какя научился исполнять горловое пение. Это дано людям, которые близки к природе ивынуждены жить в непростых социальных условиях. Я вырос в очень красивыхскалистых местах в семье простых рабочих. Поэтому, наверно, горловое пение, мнеблизко. Это очень хорошо, что разные народы находят хоомей органичным для себяи своего внутреннего состояния. Считаю, что на таких фестивалях не должны быть жесткойконкуренции. Это, прежде всего, способ единения людей, исследование разныхкультур”, – убежден Энди.

Действительно, единение удалось. Пресловутый вопрос, задаваемыйжурналистами и любопытными «Где корни хоомея и какой народ исполняют хөөмей лучше?”отошел на второй план, так как стало понятно, что главная задача фестиваля – невыявление лучшего исполнителя, а создание благодатной почвы, способствующейразвитию и популяризации искусства горлового пения.

Съехавшиеся в Кызыл лидеры горлового пения – Хосоо Дангаагийн Хосбаяр изМонголии, Хуге Джилету из Китая, Коичи Макигами из Японии, Урмат Ынтаев сАлтая, Олег Чебодаев с Хакасии, Чылтыс Таннагашева из Горной Шории, АртурГайсаров из Башкортостана – все как один уверяли, что у каждого народа,исполняющего хоомей, есть свои особенности, но при этом хоомей общий, имеетодни корни, и их задача – сделать все усилия, чтобы о хөөмее знали во всеммире. На вопрос о корнях хөөмея некоторые отвечали туманно, кто-то прямопризнал, что центр хөөмея – это Тува. Артур Гайсаров считает, что все мы вначалебыли одним целым народом, потом разделились территориально и каждый взял себечто-то: тувинцы – горловое пение, башкиры – курай, якуты – хомус и так далее.Наверно, настала пора вновь собрать всех воедино. И Международный фестиваль «Хоомейв Центре Азии”, созданный на основе государственной поддержки, – отличное томуподспорье.

Виктория Хомушку

 Результатыконкурса:

Гран-При- Ооржак Айхан (Кызыл) – 500 000 руб.

1.   Номинация «Соло традиционное»

Лауреат I — Топчин Алаш (Алтай)

Лауреат II — Куулар Мерген (Овур)

Лауреат III- Кошкендей Айгор (Кызыл)

Дипломант I — Монгуш Монгун-оол(Дзун-Хемчик)

Дипломант II — Темирхуике Амуердала(Китай)

Дипломант III — Дамдинсурэн Басан(Монголия)

Специальныепризы в номинации «Соло традиционное»

Лучший исполнитель  Каргыраа — Саая Кан-Хулер (Монгун-Тайга)

Лучший исполнитель Сыгыт — Салчак Ачыты(Каа-Хем)

Лучший исполнитель  Хоомей — Куулар Чолдуг (Дзун-Хемчик)

Лучший исполнитель Эзенги — ХовалыгХеймер-оол (Дзун-Хемчик)

Лучший исполнитель Борбан — Амыр Акчин(Алтай)

За аутентичность — Опей Сайын-Херел(Бай-Тайга)

За новизну — Эиджи Камадо (Япония)

Самый старший участник- Донгак Алексей(Овур)

Самый младший участник — Монгуш Дамчат

Номинация «Традиционный ансамбль»

Лауреат I — ансамбль «Алаш»(Кызыл)

Лауреат II — ансамбль»Тайга-Сыны» (Бай-Тайга), ансамбль «Замчи» (КНР)

Лауреат III — ансамбль»Хирлээ» (Кызыл), ансамбль «Алтай-Кай» (Алтай)

Дипломант I — ансамбль»Эзенги» (Кызыл)

Дипломант II — ансамбль»Цалым» (МНР), ансамбль «Дошпулуур»

Дипломант  III — ансамбль «Туралык», ансамбль»Айланыс» (Хакасия),

ансамбль «Адашкылар», ансамбль»Кенгирге»

3.   

Номинация «Хоомей в современной интерпретации»

Лауреат I — Дао Шин        

Лауреат II — Алексей Ховалыг

Лауреат III — Микаэль Космос

Дипломант  I — Сычин — Баатар (КНР)

Дипломант  II — ансамбль «Угулза»

Дипломант  III — Бекурэн (Япония)        

Специальныеноминации:

«За самобытное творческоепроявление» — Валерий Монгуш (Овур)

«За лучший аккомпанемент» — Вендусу(Китай)

«За лучший аккомпанемент» — АмуердалаТемирхуике (Китай)

«Древний зов Тайги» — ТанагашеваОльга (Кемерова)

«За оригинальный экспромт» -«ТАМ» (Китай,Тайвань, Якутия)

«Блюзовая душа» — СефАвгустус и Майкл Лемон (США)

«Сохранение традиции» -«Тыва кызы»

«Сохранение традиции» — ВячеславАлбычаков (Хакасия)

Лучшая исполнительница женского хоомея- Ооржак-Чооду Шончалай

За оригинальность — Успун Кежик

«Хоомейнин чараш уделгези» -Отсур Отчутай

За высокое мастерство традиционногоисполнения среди иностранных участников — Отгонхуу Оршлих (Монголия)

Самый лучший тувинский стиль хоомеясреди иностранных участников —  ГуйлемКодерн Кортадо (Испания)

За высокое мастерство традиционногоисполнения хоомея — Барынмаа Айдаш

За неоценимый вклад в искусство хоомей- Монгуш Валерий

За неоценимый вклад в искусство хоомей- Куулар Герман

За неоценимый вклад в искусство хоомей- Опей Андрей

За неоценимый вклад в искусство хоомей- Ондар Бады-Доржу

За неоценимый вклад в искусство хоомей- Сам Аян-оол

За неоценимый вклад в искусство хоомей- Сарыглар Евгений

Джаз интерпретация — Джаз-бэнд «Sessionclub» (Якутия)

Специальный приз дошпулуур от ООО«Оваа» — Гайсаров Артур (Башкортостан)