Новый учебный год – новые планы

6 лет ago Пресс-служба Комментарии к записи Новый учебный год – новые планы отключены

Новый учебный год, начавшийся вобразовательных учреждениях культуры, показал, что интерес у подрастающегопоколения к сфере культуры, не угасает. Директор основной кузницы кадров всфере культуры – Кызылского колледжа искусств имени Алексея Чыргал-оола –Айланмаа Кан-оол отметила, что количество желающих поступить в этом году вколледж значительно увеличилось по сравнению с предыдущими годами.

В этом году от абитуриентов былопринято 202 заявления на восемь специальностей, имеющихся в колледже:инструментальное искусство, вокальное искусство, хоровое дирижирование, сольноеи хоровое пение, теория музыки, изобразительное и прикладные виды искусств, библиотековедение,народное художественное творчество. По результатам вступительных экзаменовколледж принял на первый курс 122 человека. Семнадцать из них поступили послеокончания детских школ искусств. Среди них первокурсница Урана Ховалыг из села Бажын-Алаак Дзун-Хемчикского кожууна, поступившая на отделение народных инструментов в класс баяна. С детства она мечталасвязать свою жизнь только с музыкой.

«Моя мама – педагог по баяну, поэтому этотинструмент мне близок, – рассказывает Урана. – В третьем классе я пособственному желанию поступила в детскую школу искусств города Чадана, гдеучилась до конца девятого класса. Затем поступила в колледж. На отделении насдесять человек, специализация разная: гитара, домра, баян. Нас, баянистов,четыре человека. От нового учебного года ожидаю всего только хорошего иглубоких знаний. Буду стараться хорошо учиться, так как планирую после колледжапродолжить учебу в вузе».

В этом году в Кызылском колледжеискусств открыли новую специализацию на художественном отделении – «Декоративно-прикладноеискусство». Вопрос о необходимости открытия этого направления в колледжеискусств поднимался мастерами-художниками давно, так как в республике, прибольшом количестве талантливых мастеров, не налажена должным образом работа свыпуском сувенирной продукции.

Педагогхудожественного отделения, художник-график Чечек Кызыл-ооловна Монгуш выразила надежду, что с открытиемспециализации «декоративно-прикладное искусство» в Туве поднимется и новый вид искусства– художественная обработка металла: «Всего на художественное отделение в этомгоду поступило восемнадцать ребят. Десять из них – на «Живопись»,  восемь – на «ДПИ». Желающих абитуриентов мы втечение пяти дней готовили перед экзаменами, и все они показали хорошийрезультат. Не было грубых нарушений по композиции, пропорциям, все умеютсмешивать краски.

В этом году к нам поступил на работу новый педагог,специализирующийся на работе с металлом, Надежда Николаевна Тас-оол, окончившаяв 2014 году Костромской технологический университет по специальности «Технологхудожественной обработки металлов». У нее есть опыт работы в костромском икрасноярском ювелирных заводах, и сама она очень заинтересована передать своизнания молодым талантливым ребятам. Мы надеемся, что под ее руководством вреспублике станет больше мастеров-ювелиров, которые работали бы с мягкимиметаллами – золотом и серебром. У нас пока нет необходимой базы, но, думаю, современем она появится. Министерство культуры республики обещало свою помощь. Всестуденты, поступившие на художественное отделение, вне зависимости отспециализации будут изучать все предметы, необходимые художникам, включая рисунок,живопись, анатомию, цветоведение. Композиция будет у всех разная в соответствиис направлением. Я буду вести «рисунок». У студентов ДПИ обязательно будутзанятия по скульптуре. Студенты будут учиться вырезать на дереве иагальматолите».

Широкий профиль нового направления«Декоративно-прикладное искусство» привлек АйдынаХертека из города Ак-Довурака, окончившего в этом году девятый класс. «Интереск изобразительному искусству у меня с детства, – рассказывает юноша. –  В третьем классе посещал художественную школу,но через год бросил. В пятом классе родители насильно вернули меня в школу, таккак считали, что мои способности необходимо развивать. В девятом классе изинтереса начал пробовать вырезать фигурки животных из агальматолита. Послеокончания девятого класса по настоянию родителей поехал сдавать экзамены в Кызылскийколледж искусств. Специализацию «декоративно-прикладное искусство» выбрал самостоятельно,так как считаю, что здесь профиль шире: и рисовать можно, и лепить, и вырезать.От студенческой жизни ожидаю много новых интересных друзей и хорошихпреподавателей».

Кызылский колледж искусств стараетсятрудоустроить своих выпускников или направить их в высшие учебные заведения дляпродолжения учебы по специальности. По губернаторскому проекту «В каждой семье – не менее одного ребенка свысшим образованием» поступили в Кемеровский государственный университеткультуры и искусств восемь выпускников, в Восточно-Сибирский государственныйинститут культуры – восемь человек, по одному человеку поступили в Хакасскийгосударственный университет им. Н. Ф. Катанова, в Казанскую государственнуюконсерваторию,  Российскийгосударственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Другиевыпускники были трудоустроены в детские школы искусств республики, в районные исельские библиотеки и дома культуры. Выпускники-юноши отделения национальныхинструментов в полном составе устроились на работу в фольклорный ансамбль«Тыва».

Новый учебный год начался идля учащихся тридцати одной детских школискусств республики. Одна из самых сильных учебных заведений для детейшкольного возраста – Республиканская общеобразовательнаямузыкально-художественная школа-интернат имени Ростислава Кенденбиля, являющаясясерьезной подоплекой профессионального искусства в республике. В этом годушкола-интернат приняла на учебу 78 одаренных детей, 34 из них – первоклассники.

Шестнадцать выпускников школы-интернатапоступили в творческие средне-специальные учебные заведения. Восемь из нихстали студентами Кызылского колледжа искусств им. А. Чыргал-оола, пятеропоступили в Красноярский колледж искусств им. П. И. Иванова-Радкевича, одинвыпускник поступил в Красноярский лицей при Красноярской государственнойакадемии музыки и театра, один – в Московское военное музыкальное училище.

Ай-БелекХомушку, поступивший в 2014году в Красноярский колледж искусств им. П. И. Иванова-Радкевича послемузыкального отделения школы-интерната, рассказал как попал в сферу культуры: «Моямама – композитор, музыкант-педагог. В первом классе она повела меня вРеспубликанскую школу искусств имени Кенденбиля, где я до четвертого классаучился в классе «фортепиано». С пятого по девятый класс я учился в классеударных инструментов, параллельно обучаясь в городской общеобразовательнойшколе №1.

После девятого класса сначала хотел поступать в Московское военноеучилище, но не смог по состоянию здоровья. Поступил в Красноярский колледжискусств им. П. И. Иванова-Радкевича в класс ударных инструментов к педагогуАнастасии Владимировне Вольф, и сейчас нисколько не жалею. Учёба оченьнравится, педагоги хорошие. В апреле принимал участие в Красноярскоммежрегиональном фестивале-конкурсе ансамблевой и оркестровой  музыки. Играл в ансамбле вместе со студентамивыпускного четвертого курса Бирюковой Дашей и Кирпичевым Никитой. Мы занялитретье место в номинации «Ансамбль духовых и ударных инструментов». На второмкурсе буду стараться и дальше хорошо учиться, так как музыкант не может и недолжен плохо играть. Если уж я выбрал путь музыканта, значит должен быть вчисле лучших».

С новыми планами окунулись в учебный год и выпускники Кызылского колледжа искусств, продолжающие учебу в творческихвузах страны. Отдохнув в родной республике, ребята, полные новых плановотправились в города, где они учатся.

Окончивший Кызылский колледж искусств в2014 году, студент второго курсафакультета танца Восточно-Сибирского государственного института культуры иискусств (в прошлом — ВСГАКИ) Аяс Допай поделился, как прошел его первый год учебы в бурятском вузе: «Рад, что поступилво ВСГАКИ. Улан-Удэ – очень приветливый, культурный город с толерантнымнаселением. Признаться честно, мог ведь и не попасть в эту академию, так какопоздал на вступительные экзамены. Не приехал вовремя из-за того, что пробовалпоступить в московский вуз, где меня приняли очень неприветливо, сказав, чтопредыдущие мои земляки не проявили рвения к учебе и зачислить они меня могуттолько на платной основе. Во ВСГАКИ меня приняли без экзаменов по рекомендациямпедагогов в Кызыле и балетмейстера Государственного ансамбля песни и танца«Саяны» Менгилена Сата, за что им очень благодарен. Первый год учебы выдалсяочень насыщенным. Интересно было принимать участие в телевизионном проекте «Танцуй»на Первом канале.

Это был мой первый опыт участия в таком масштабноммероприятии. Заявку отправил в начале января. В 20-хчислах января получил приглашение на кастинг и так обрадовался! На следующийдень сразу билет купил, написал заявление об освобождении от занятий в академиии улетел в Москву. В день предкастинга, 26 января, я приехал в театр Тодеса в 9утра. Было очень холодно. Народу почти не было. Зашел в кафе позавтракать. Выйдячерез час, обнаружил огромную очередь. Полдня на улице простояли в ожиданиисвоей очереди.  Со мной были мой брат иоднокурсник по колледжу Алдын-оол. Кстати, он тоже участвовал, но, к сожалению,не прошел предкастинг. Зашли наконец-то, и я оказался 375-м танцором. Последевятичасового ожидания, в 23 часа, очередь дошла и до меня. Устал так сильно,что хотел поскорее станцевать и поехать домой спать. Волновался, когда прошелпервый тур. Там уже были настоящие съемки. Куча народу за кулисами, томительноеожидание. От осознания того, что на меня смотрит вся страна, и я один представляюТуву, волнение увеличивалось в сто раз. Очень помогла поддержка моих родных имоего педагога в Улан-Удэ Ларисы Иннокентьевны Протасовой. Вернувшись с проекта,я завоевал титул Мистера Улан-Удэ в танцевальном конкурсе «Мистер и Мисс ДэнсУлан-Удэ», участвовал в проекте театра «Байкал» «Феерия танца», который меняочень вдохновил. Для того, чтобы принять участие в «Феерии танца» пришлосьотказаться от еще одного интересного предложения – дать мастер-классы вякутском городе Мирный. Первый курс в танцевальном плане был для меняознакомительным. В Улан-Удэ очень много ребят, танцующих современные танцы. Вэтом году собираюсь вливаться в их среду. Если посчастливится найтиединомышленников, возможно, создам свою группу или школу».

Высокая цель и у студентки третьего курса Новосибирской государственной консерваторииим. М. И. Глинки Дамырак Монгуш. Окончив вокальное отделение Кызылскогоколледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола, она два года работала вокалисткой вСимфоническом оркестре имени Виктора Токи и полгода – в Государственномансамбле песни и танца «Саяны».

«В Кызылский колледж искусств япоступила после девятого класса, а после него в 2011 году с легкостью поступилав Новосибирскую консерваторию, – вспоминает Дамырак. – Но по семейным обстоятельствамне смогла приехать в сентябре на учебу. Хотела взять академический отпуск, норуководство академии сообщило, что на первом курсе не дают академ. Свою мечту оконсерватории осуществила два года спустя. Этому поспособствовало значимоесобытие в моей жизни – участие в оперном фестивале в Стамбуле при поддержке  Международной организации тюркской культуры «Тюрксой»,проходившем в разных городах Турции.

Но учеба в консерватории оказалась нетакой, какой я себе её представляла в мечтах. Прекрасно проучившись весьсентябрь, я снова по приглашению «Тюрксой» отправилась в Турцию, чтобы принятьучастие в большом гала-концерте звезд тюркского мира в честь 20-летия организации,где под сопровождением Президентского симфонического оркестра впервые исполнилапроизведение композитора Чойганы Комбу-Самдан «Тывам», написанную специальнодля меня. Мой педагог не одобрила эту поездку, общий язык был утерян. Начались проблемысо здоровьем. Из-за переживаний, связанных со всем этим, я к зимней сессии потерялаголос. Могла говорить, но петь не могла. Это продолжалось полгода. Помоглавернуть голос мой педагог по вокалу в Кызылском колледже искусств, заслуженнаяартистка Тувы, Эльвира Докулак, которая всегда верит в меня и поддерживает. Онаполтора месяца во время летних каникул занималась со мной и «вытянула» мойголос. На втором курсе у меня был уже другой педагог в консерватории. У неебыли большие сомнения по поводу моих вокальных способностей, из-за чего яначала думать, что профессиональный вокал – это не моё. В апреле я уже началасерьезно задумываться о другой профессии. Как раз в это время мне предложилихорошую работу в Кызыле. Приехала в Туву на собеседование, и должна былапройти тестирование на следующий день в девять часов утра. В два часа ночи мнепозвонил студент Академического музыкального колледжа при Московскойгосударственной консерватории им. П. И. Чайковского Саян Дембирел и сказал, что«Тюрксой» приглашает его и меня на мастер-классы для оперных певцов в турецкомгороде Сапанджа. Думаю, это судьба. Как только я отчаиваюсь и нахожусь на переломномпути, в моей жизни волшебным образом появляется «Тюрксой», заставляя поверить всебя и идти дальше к своей мечте стать профессиональной оперной певицей. Этимастер-классы не только полностью вернули мне мой утраченный голос, но и оченьвоодушевили меня. Прекрасные педагоги открыли мой голос так, что я с легкостьюначала брать самую высокую ноту – соль диез третьей октавы. Я плакала отсчастья и снова поверила в то, что могу петь. Педагоги очень хвалили и дажепредлагали перевестись в Стамбул для дальнейшей учебы. Окрыленная успехом, япредложила Саяну сделать в Туве оперу. А почему нет? Нас, тувинских вокалистов,обучающихся в разных городах, соберется человек пять-шесть. Мы можем пригласитьнаших друзей из других регионов и стран. Есть прекрасные тувинские оперы,которые просто не исполняются. Эта мысль и сейчас не дает мне покоя. Еенепременно хотелось бы в будущем претворить. Лето 2015 года запомнилось поездкой на спартакиаду с коллективом Национального музыкально-драматического театра имени Виктора Кок-оола, посещением родственников в Чадане, фестивалем «Устуу-Хурээ, Наадымом и сольным концертомСаяна Дембирела, к которому мы все каникулы готовились».

Мечты, планы и достижения тувинских студентов творческих вузов и ссузов позволяют предполагать, что будущеекультуры республики в надежных руках и ряды профессионалов будут продолжатьпополняться.

Виктория Хомушку

 

Новый учебный год – новые планы

6 лет ago Пресс-служба Комментарии к записи Новый учебный год – новые планы отключены

Новый учебный год, начавшийся вобразовательных учреждениях культуры, показал, что интерес у подрастающегопоколения к сфере культуры, не угасает. Директор основной кузницы кадров всфере культуры – Кызылского колледжа искусств имени Алексея Чыргал-оола –Айланмаа Кан-оол отметила, что количество желающих поступить в этом году вколледж значительно увеличилось по сравнению с предыдущими годами.

В этом году от абитуриентов былопринято 202 заявления на восемь специальностей, имеющихся в колледже:инструментальное искусство, вокальное искусство, хоровое дирижирование, сольноеи хоровое пение, теория музыки, изобразительное и прикладные виды искусств, библиотековедение,народное художественное творчество. По результатам вступительных экзаменовколледж принял на первый курс 122 человека. Семнадцать из них поступили послеокончания детских школ искусств. Среди них первокурсница Урана Ховалыг из села Бажын-Алаак Дзун-Хемчикского кожууна,поступившая на отделение народных инструментов в класс баяна. С детства она мечталасвязать свою жизнь только с музыкой.

«Моя мама – педагог по баяну, поэтому этотинструмент мне близок, – рассказывает Урана. – В третьем классе я пособственному желанию поступила в детскую школу искусств города Чадана, гдеучилась до конца девятого класса. Затем поступила в колледж. На отделении насдесять человек, специализация разная: гитара, домра, баян. Нас, баянистов,четыре человека. От нового учебного года ожидаю всего только хорошего иглубоких знаний. Буду стараться хорошо учиться, так как планирую после колледжапродолжить учебу в вузе».

В этом году в Кызылском колледжеискусств открыли новую специализацию на художественном отделении – «Декоративно-прикладноеискусство». Вопрос о необходимости открытия этого направления в колледжеискусств поднимался мастерами-художниками давно, так как в республике, прибольшом количестве талантливых мастеров, не налажена должным образом работа свыпуском сувенирной продукции.

Педагогхудожественного отделения, художник-график Чечек Кызыл-ооловна Монгуш выразила надежду, что с открытиемспециализации «декоративно-прикладное искусство» в Туве поднимется и новый вид искусства– художественная обработка металла: «Всего на художественное отделение в этомгоду поступило восемнадцать ребят. Десять из них – на «Живопись»,  восемь – на «ДПИ». Желающих абитуриентов мы втечение пяти дней готовили перед экзаменами, и все они показали хорошийрезультат. Не было грубых нарушений по композиции, пропорциям, все умеютсмешивать краски. В этом году к нам поступил на работу новый педагог,специализирующийся на работе с металлом, Надежда Николаевна Тас-оол, окончившаяв 2014 году Костромской технологический университет по специальности «Технологхудожественной обработки металлов». У нее есть опыт работы в костромском икрасноярском ювелирных заводах, и сама она очень заинтересована передать своизнания молодым талантливым ребятам.

Мы надеемся, что под ее руководством вреспублике станет больше мастеров-ювелиров, которые работали бы с мягкимиметаллами – золотом и серебром. У нас пока нет необходимой базы, но, думаю, современем она появится. Министерство культуры республики обещало свою помощь. Всестуденты, поступившие на художественное отделение, вне зависимости отспециализации будут изучать все предметы, необходимые художникам, включая рисунок,живопись, анатомию, цветоведение. Композиция будет у всех разная в соответствиис направлением. Я буду вести «рисунок». У студентов ДПИ обязательно будутзанятия по скульптуре. Студенты будут учиться вырезать на дереве иагальматолите».

Широкий профиль нового направления«Декоративно-прикладное искусство» привлек АйдынаХертека из города Ак-Довурака, окончившего в этом году девятый класс. «Интереск изобразительному искусству у меня с детства, – рассказывает юноша. –  В третьем классе посещал художественную школу,но через год бросил. В пятом классе родители насильно вернули меня в школу, таккак считали, что мои способности необходимо развивать. В девятом классе изинтереса начал пробовать вырезать фигурки животных из агальматолита. Послеокончания девятого класса по настоянию родителей поехал сдавать экзамены в Кызылскийколледж искусств. Специализацию «декоративно-прикладное искусство» выбрал самостоятельно,так как считаю, что здесь профиль шире: и рисовать можно, и лепить, и вырезать.От студенческой жизни ожидаю много новых интересных друзей и хорошихпреподавателей».

Кызылский колледж искусств стараетсятрудоустроить своих выпускников или направить их в высшие учебные заведения дляпродолжения учебы по специальности. По губернаторскому проекту «В каждой семье – не менее одного ребенка свысшим образованием» поступили в Кемеровский государственный университеткультуры и искусств восемь выпускников, в Восточно-Сибирский государственныйинститут культуры – восемь человек, по одному человеку поступили в Хакасскийгосударственный университет им. Н. Ф. Катанова, в Казанскую государственнуюконсерваторию,  Российскийгосударственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Другиевыпускники были трудоустроены в детские школы искусств республики, в районные исельские библиотеки и дома культуры. Выпускники-юноши отделения национальныхинструментов в полном составе устроились на работу в фольклорный ансамбль«Тыва».

Новый учебный год начался и длявыпускников предыдущих лет Кызылского колледжа искусств, продолжающих учебу в творческихвузах страны. Отдохнув в родной республике, ребята, полные новых плановотправились в города, где они учатся.

Окончивший Кызылский колледж искусств в2014 году, студент второго курсафакультета танца Восточно-Сибирского государственного института культуры иискусств (в прошлом — ВСГАКИ) Аяс Допайподелился, как прошел его первый год учебы в бурятском вузе: «Рад, что поступилво ВСГАКИ. Улан-Удэ – очень приветливый, культурный город с толерантнымнаселением. Признаться честно, мог ведь и не попасть в эту академию, так какопоздал на вступительные экзамены. Не приехал вовремя из-за того, что пробовалпоступить в московский вуз, где меня приняли очень неприветливо, сказав, чтопредыдущие мои земляки не проявили рвения к учебе и зачислить они меня могуттолько на платной основе. Во ВСГАКИ меня приняли без экзаменов по рекомендациямпедагогов в Кызыле и балетмейстера Государственного ансамбля песни и танца«Саяны» Менгилена Сата, за что им очень благодарен. Первый год учебы выдалсяочень насыщенным. Интересно было принимать участие в телевизионном проекте «Танцуй»на Первом канале.

Это был мой первый опыт участия в таком масштабноммероприятии.

Заявку отправил в начале января. В 20-хчислах января получил приглашение на кастинг и так обрадовался! На следующийдень сразу билет купил, написал заявление об освобождении от занятий в академиии улетел в Москву. В день предкастинга, 26 января, я приехал в театр Тодеса в 9утра. Было очень холодно. Народу почти не было. Зашел в кафе позавтракать. Выйдячерез час, обнаружил огромную очередь. Полдня на улице простояли в ожиданиисвоей очереди.  Со мной были мой брат иоднокурсник по колледжу Алдын-оол. Кстати, он тоже участвовал, но, к сожалению,не прошел предкастинг. Зашли наконец-то, и я оказался 375-м танцором. Последевятичасового ожидания, в 23 часа, очередь дошла и до меня. Устал так сильно,что хотел поскорее станцевать и поехать домой спать. Волновался, когда прошелпервый тур. Там уже были настоящие съемки. Куча народу за кулисами, томительноеожидание. От осознания того, что на меня смотрит вся страна, и я один представляюТуву, волнение увеличивалось в сто раз. Очень помогла поддержка моих родных имоего педагога в Улан-Удэ Ларисы Иннокентьевны Протасовой. Вернувшись с проекта,я завоевал титул Мистера Улан-Удэ в танцевальном конкурсе «Мистер и Мисс ДэнсУлан-Удэ», участвовал в проекте театра «Байкал» «Феерия танца», который меняочень вдохновил. Для того, чтобы принять участие в «Феерии танца» пришлосьотказаться от еще одного интересного предложения – дать мастер-классы вякутском городе Мирный. Первый курс в танцевальном плане был для меняознакомительным. В Улан-Удэ очень много ребят, танцующих современные танцы. Вэтом году собираюсь вливаться в их среду. Если посчастливится найтиединомышленников, возможно, создам свою группу или школу».<!— [if gte mso 9]>

<!— [if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <!— [if gte mso 9]> <!— [if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}Высокая цель и у студентки третьего курса Новосибирской государственной консерваторииим. М. И. Глинки Дамырак Монгуш. Окончив вокальное отделение Кызылскогоколледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола, она два года работала вокалисткой вСимфоническом оркестре имени Виктора Токи и полгода – в Государственномансамбле песни и танца «Саяны».

«В Кызылский колледж искусств япоступила после девятого класса. Получив диплом, в 2011 году с легкостью поступилав Новосибирскую консерваторию, – вспоминает Дамырак. – Но по семейным обстоятельствамне смогла приехать в сентябре на учебу. Хотела взять академический отпуск, норуководство академии сообщило, что на первом курсе не дают академ. Свою мечту оконсерватории осуществила два года спустя. Этому поспособствовало значимоесобытие в моей жизни – участие в оперном фестивале в Стамбуле при поддержке  Международной организации тюркской культуры «Тюрксой»,проходившем в разных городах Турции. Но учеба в консерватории оказалась нетакой, какой я себе её представляла в мечтах. Прекрасно проучившись весьсентябрь, я снова по приглашению «Тюрксой» отправилась в Турцию, чтобы принятьучастие в большом гала-концерте звезд тюркского мира в честь 20-летия организации,где под сопровождением Президентского симфонического оркестра впервые исполнилапроизведение композитора Чойганы Комбу-Самдан «Тывам», написанную специальнодля меня. Мой педагог не одобрила эту поездку, общий язык был утерян. Начались проблемысо здоровьем. Из-за переживаний, связанных со всем этим, я к зимней сессии потерялаголос. Могла говорить, но петь не могла. Это продолжалось полгода. Помоглавернуть голос мой педагог по вокалу в Кызылском колледже искусств, заслуженнаяартистка Тувы, Эльвира Докулак, которая всегда верит в меня и поддерживает. Онаполтора месяца во время летних каникул занималась со мной и «вытянула» мойголос. На втором курсе у меня был уже другой педагог в консерватории. У неебыли большие сомнения по поводу моих вокальных способностей, из-за чего яначала думать, что профессиональный вокал – это не моё. В апреле я уже началасерьезно задумываться о другой профессии. Как раз в это время мне предложилихорошую работу. Для этого приехала в Туву на собеседование, и должна былапройти тестирование на следующий день в девять часов утра. В два часа ночи мнепозвонил студент Академического музыкального колледжа при Московскойгосударственной консерватории им. П. И. Чайковского Саян Дембирел и сказал, что«Тюрксой» приглашает его и меня на мастер-классы для оперных певцов в турецкомгороде Сапанджа. Думаю, это судьба. Как только я отчаиваюсь и нахожусь на переломномпути, в моей жизни волшебным образом появляется «Тюрксой», заставляя поверить всебя и идти дальше к своей мечте стать профессиональной оперной певицей. Этимастер-классы не только полностью вернули мне мой утраченный голос, но и оченьвоодушевили меня. Прекрасные педагоги открыли мой голос так, что я с легкостьюначала брать самую высокую ноту – соль диез третьей октавы. Я плакала отсчастья и снова поверила в то, что могу петь. Педагоги очень хвалили и дажепредлагали перевестись в Стамбул для дальнейшей учебы. Окрыленная успехом, япредложила Саяну сделать в Туве оперу. А почему нет? Нас, тувинских вокалистов,обучающихся в разных городах, соберется человек пять-шесть. Мы можем пригласитьнаших друзей из других регионов и стран. Есть прекрасные тувинские оперы,которые просто не исполняются. Эта мысль и сейчас не дает мне покоя. Еенепременно хотелось бы в будущем претворить. Лето 2015 года запомнилосьремонтом квартиры мамы, фестивалем «Устуу-Хурээ, Наадымом и сольным концертомСаяна Дембирела, к которому мы все каникулы готовились».

Мечты, планы и достижения тувинских студентовобразовательных учреждений культуры позволяют предполагать, что будущеекультуры республики в надежных руках и ряды профессионалов будут продолжатьпополняться.

Виктория Хомушку