Тере-Холь – земля живых традиций, гостеприимства и братства

3 года ago Пресс-служба Комментарии к записи Тере-Холь – земля живых традиций, гостеприимства и братства отключены

Тере-Холь – земля живых традиций, гостеприимства и братстваДень заезда и знакомств

Любоепутешествие начинается с посадки. Тере-Хольский район – земля неблизкая, адорога к ней лежит через горные перевалы и широкие степи. Жизнь показала, чтотолько отечественный автопром способен освоить практически нетронутыецивилизацией дороги. УАЗ-452, любовно называемый в народе «таблетка», – единственныйавтобус, на котором можно доехать в вышеназванный район. Именно в таком автобусеи доехал оргкомитет Второго республиканского фестиваля народных традиций«Пор-Бажын – зов предков» до пункта назначения – озера Тере-Хол.

Каки полагается, любая поездка начинается со знакомства. В одной машине навстречузову предков ехали члены оргкомитета и участники. Это начальник отделанародного творчества Республиканского центра народного творчества и досугаУрана Намгай-оол, главный специалист отдела, Заслуженная артистка РеспубликиТыва Владлена Томур, столичный предприниматель, педагог и местные жители,которые возвращались домой. Компания собралась разношерстная, поэтому общениеполучилось насыщенным. Так, кто-то из тере-хольских жителей посоветовал непропустить рассвет на перевале Каргы, где даже в летний зной на вершинах гор нетает снег. Действительно, рассвет в Тере-Хольском районе – самом высокогорном вТуве – зрелище незабываемое. Несмотря на утренний холод, хотелось выйти иподолгу смотреть на первые лучи солнца, заливающие всё вокруг нежным розовымсветом. А аромат свежести утренней тайги, дерзкий окрас невероятно красивыхцветов жарки и практически леденящий холод горных речушек ещё долго вызывали впутешественниках возгласы восхищения.

Спустяпрактически пятнадцать часов автобус наконец прибыл в районный центрТере-Хольского района – посёлка Кунгуртуг. Первое, что здесь бросается в глаза,точнее в уши, это местный говор. Всем жителям Тувы известно, что у жителейТере-Хольского района особый говор – напевный, с необычными окончаниями,колоритный, если хотите. И такая же необычная кухня. Голодные и уставшиепутники с упоением уплетали горячие пирожки, приготовленные на огне с начинкойиз мяча дичи и рыбным фаршем, и «королеву» местных деликатесов – копченую рыбуязь, нежное мясо которой вряд ли кто забудет, единожды вкусив. Именно такимиделикатесами членов оргкомитета угощали хозяева фестиваля – администрацияТере-Хольского района.

Тере-Холь – земля живых традиций, гостеприимства и братстваДень первый, 21 июня: места силы и благих желаний

Вкаждом районе Тувы есть места силы – горы или другие возвышенности, которые вособом почете у местных жителей. Оваа дагылгазы – церемония освящения такихмест, на вершине, которых, как правило, расположен оваа – искусственно созданнаягруда камней, символизирующих жертвенник в центре сакрального пространства. Такаяцеремония проходила на западном берегу озера Тере-Холь. Если открытие фестивалябыло запланировано на 22 июня, то 21-ое число стало предисловием к нему. Делегациииз районов, подавших заявки на участие в фестивале, уже собрались,познакомились. Поэтому была проведена отдельная культурная программа, началомкоторой стало ежегодное освящение оваа с участием Камбы-Ламы Тувы ЛопсанаГьятсо. Мужчины, поднявшись на холм с оваа, приняли участие в массовоммолитвенном чтении. В своих пожеланиях главы семейств и родов желалипроцветания родной земле, здоровья и душевного спокойствия всем. Продолжиласьпрограмма конными скачками и излюбленным занятием тувинских силачей –национальной борьбой «хуреш». В скачках принимали участие лошади местныхживотноводов. Поэтому ожидания публики в целом оправдались. Первой к финишуприбежала лихая кобылка Орлана Найдана, на седле которой сидел юный всадник 13-летнийДоржу Бандан. А среди богатырей самым ловким и сильным стал гость Тере-Хольскойземли, представитель Эрзинской делегации, молодой борец Ай-Херел Насык.Завершился первый день концертной программой. Местные творческие коллективыпорадовали гостей танцевальными и вокальными номерами, посвященным родномуТере-Холу, Туве и ее приветливому народу.

Приятнымзавершением дня стало посещение знаменитого целебного источника – аржаана Бояй.Это весьма необычный родник. Вытекая, он образует тут же небольшое грязевоеболото. Грязь эта целебная. Как поведали знатоки, чтобы испытать на себецелебных эффект Бояя, необходимо полностью, вплоть до подбородка, погрузиться вгрязь, невзирая на довольно прилично низкую температуру грязи. Все-таки вокругтайга. «Пять минут, и исцеляющая сила девственной природы в тебе и на тебе», -шутили местные жители.

Кконцу дня все возвращались в свои палатки уставшими, но довольными. По дорогеучастники фестиваля, особенно те, кто в Тере-Хольском районе впервые, не переставаливосхищаться богатством местной флоры и фауны, яркостью звезд над Кунгуртугом извуками природы. Пение птиц, журчание ручья и лай собак – такие вроде быпривычные звуки слышались по-новому. Они здесь более насыщенные, «болееаппетитные». Таким образом, под эти живые мелодии природы завершился первыйдень, предварявший открытие фестиваля.

Отимени организаторов гостей приветствовал председатель Тере-Хольского районаОрлан Монгуш:

–Мы до сих пор благодарны министерству культуры Тувы за то, что было принято такоерешение – проводить фестиваль «Пор-Бажын – зов предков». Для нас, жителейдалекого приграничного района, это очень важно. Данный фестиваль является длянас великолепной возможностью и себя показать, и на других посмотреть. И,конечно, познакомить с одной из жемчужин Тувы – древной крепостью Пор-Бажын.

Тере-Холь – земля живых традиций, гостеприимства и братстваДень второй, 22 июня: народные традиции и духсоперничества

Фестиваль«Пор-Бажын – зов предков» проходил, согласно положению, в виде конкурса.Командам-участницам предстояло показать народные традиции родного кожууна втворческой обработке: в виде вокального, танцевального, театрализованногономера или целой программы. Популяризация той или иной культурной традиции естьважнейший элемент её сохранения. Старшее поколение должно рассказывать,показывать и приобщать молодёжь к традициям своего народа, чтобы те не забываликорни.

Додалекого Тере-Хольского района добрались пять команд, представлявшихСут-Хольский, Тандинский, Чеди-Хольский, Эрзинский районы и собственно хозяевафестиваля. Немного, если учитывать то, что в позапрошлом году первый фестиваль«Пор-Бажын – зов предков» собрал двое больше команд. Но и в этот раз фестивальудался. Конкурсанты постарались на славу. Так, команда Сут-Хольского районапоказала, как тувинцы молятся силам природы, прося у них благословления. Дляэтого, как известно, используют особую ритуальную ложку – девятиглазку. С еепомощью проводится церемония окропления молоком – подношение – четырем сторонамсвета, духам земли и неба. Также сутхольцы показали обычай привязывания разноцветныхлент на деревьях с целью оказания почтения духу местности. Изюминкой ихпрограммы стали выступления замечательного певца Мергена Ховалыга, которыйбуквально очаровал публику своим звучным и в то же время мягким, бархатистымголосом. Он пел о славной земле, где живут отзывчивые и гордые люди, -Сут-Хольском районе.

Тандинскийрайон зрителям запомнился духом интернационализма. Творческая группа показалаэпоху начала двадцатого века, когда к гостеприимным тувинцам пришел новый народ– русские; как потом эта дружба народов переросли в настоящее братство. Вномере посредством песен, танцев и инсценировок было показано, как два народазнакомились и сближались. А зрители громкими аплодисментами приветствовали темузыкальные номера, где артисты тувинской национальности лихо и задорноисполняли русские народные песни и танцевали казачок.

Наиболеенасыщенной и полной получилась программа Чеди-Хольского района. Артистыподготовили костюмировано-театрализованное представление, в котором поведали одревней легенде. По поверьям чедихольцев, их гордость – гора Танды-Ула некогдабыла занята древним свирепым полубогом – драконом по имени Зима. Он, покоривгору, никого не подпускал к ней. А гора богата древесиной, пушниной, кобальтом,золотом. Много смельчаков пытались освободить гору от грозного дракона. Итолько простой девушке, воплощающей нежность и грацию, удалось покорить холодное сердцедревнего змея. Когда красавица пела и танцевала, дракон Зима успокаивался имирно засыпал. Так гора Танды-Ула стала доступна для охотников изолотодобытчиков.

Послеконкурсных выступлений члены жюри продолжили работу. По положению,участники фестиваля должны былипродемонстрировать мастер-классы. Причём, организаторы не ограничивали участников ни в тематике, ни в выбореформата. Особенно членам конкурсной комиссии пришлись по душе мастер-классыпредставителей Эрзинского района. Мастерицы показали, как лучше готовить кашухалимак из топленого масла, манки, сушеного творога ааржы и сахара. А готовитсялакомство на огне, от чего приобретает неповторимый вкус и аромат. Второймастер-класс, который подготовили эрзинцы, был посвящен мастерству пошивадетской обуви из натуральной кожи. На глазах у изумленных членов жюри женщиныЭрзина за считанные минуты сшили внутреннюю часть – носок из войлока длядетских сапожек.

Обязательнымпунктом конкурсной части была выставка. Всем на обозрение были выставленымножество удивительных поделок – от металлической розы и копии юрты кукольныхразмеров до обуви ручной работы и шикарной коллекции мехов: лисы, ондатры,овчина. На этом этапе разнообразием впечатлили судейскую коллегию внушительныеколлекции Тандинского и Чеди-Хольского районов.

Порешению конкурсного жюри, победителями и призерами фестиваля стали следующиекоманды:

-в номинации «За сохранение традиций» лучшим признан творческий коллективТере-Хольского района,

-в номинации «Лучший мастер-класс» выиграли представители Эрзинсокго района,

-в номинации «Лучший голос Пор-Бажына» лучшим определен солист команды Сут-Хольскогорайона Мерген Ховалыг,

-в номинации «За популяризацию культурного наследия» награждена командаЧеди-Хольского района.

Апризовые места распределились следующим образом: третье место заняла командаЭрзинского района; «серебро» у Тандинского района. Сильнейшей командой Второгореспубликанского фестиваля народных культур «Пор-Бажын – зов предков» признанколлектив Чеди-Хольского района, они и стали победителями. Главный приз – Гран-Прифестиваля в этот раз никто из команд не завоевал. «Это не повод огорчаться. Напротив,это должно послужить стимулом для совершенствования. Мы уверены, на следующем«Пор-Бажыне» команды с большей силой будут стремиться к тому, чтобы завоеватьГран-При», — считает Владлена Томур, председатель конкурсного жюри.

Тере-Холь – земля живых традиций, гостеприимства и братстваДень третий, 23 июня: Пор-Бажын собственной персоной

Долгожданныйдень настал. Утро следующего после фестиваля дня оказался разгруженным. Как раздля экскурсии до крепости Пор-Бажын. Древнее сооружение расположено на острове,поэтому путь к нему лежит через водную гладь. Без лодки тут никак. К счастью,есть среди местных предпринимателей те, кто охотно довозит до острова всехжелающих. Самый известный из них – Доржа Никитин, который не просто показываеткрепость, а рассказывает местные легенды, связанные с Пор-Бажыном. Например,те, которые не видели крепость, убеждены в том, что она была построена в тестародавние времена, когда вокруг было не озеро, а земля. Так ведь прощестроить большие здания. Никитин опроверг эту версию сразу. Доказательство егословам – маленькие ракушки улиток, что видны в основании бывшего сооружения.Для тех, кто не знает, сообщаем: Пор-Бажын – это руины некогда огромного не тодворца, не то крепости времен древних уйгуров. По мнению ученых, сооружениевоздвигли в VIII веке. Это одно из самых загадочных археологических памятниковТувы.

Каквыглядит крепость? Почему к ней тянет так много людей? А вот почему. С высотынаиболее уцелевших стен крепость напоминает шахматное поле. Огромная квадратнаятерритория поделена на более мелкие квадраты (назовем их дворами). Внутри последнихсохранились руины от фундаментов домов. Эти жилые здания, скорее всего, былинебольшими, но окружёнными внушительными крепостными стенами. Время, ксожалению, не пощадило крепостные стены. От них остались одни руины. Но и сегодняот них захватывает дух. В голове мелькает мысль о том, что это крепкое высокое здание строили явно сцелью защиты, что это больше военноесооружение, и что здесь жил воинственный и смелый народ.

Всамом центре территории крепости сохранились руины покоев «царя». Почему?Потому что эта «комната» возвышается над остальными и больше всех по площади.Здесь так и хочется сесть, посмотреть за горизонт и предаться высоким думам,как когда-то почти две тысячи лет назад это делал сам хозяин крепости.

Естьодна легенда. Бытует рассказ о проклятии над археологической группой, котораязанималась раскопками. Якобы почти все участники раскопок ушли в мир иной не посвоей воле. И что сам руководитель экспедиции, археолог и этнограф Севьян Вайнштейн,возможно, испугавшись, пришел к одному из тувинских монахов, который обладал нетолько мудростью, но и даром провидца. По поверьям местных, монах тот сказал СевьянуИзраилевичу, что это гнев хозяина крепости настиг тех, кто без разрешенияпотревожил древние руины. Лишь сам Вайнштейн сумел вымолить себе прощение,продолжает легенда. Поэтому он дожил до преклонных лет и умер естественнойсмертью. В качестве доказательства монах, ни разу не бывавший на Пор-Бажыне,сказал, что практически в центре крепости растет необычное дерево. На нём исидит грозный хозяин крепости. Действительно, на Пор-Бажыне растет дерево.Единственное. Издалека оно напоминает кедр. Ему бы расти ввысь, ведь ничто немешает, но верхние ветки каким-то образом искривились и стали расти в стороны. Такродилась и до сих пор здравствует легенда о троне хозяина Пор-Бажына.

Пересказлегенд и сказок, связанных с крепостью, можно продолжать еще долго. Но процессбудет прерван внезапно увиденным – глубокими и широкими бороздами в почвеострова. Благо. Пока прибрежных земель. Эти борозды – результатжизнедеятельности ондатр, полуводных грызунов, любителей селиться по берегампресноводных озёр, рек и каналов. В рацион питания ондатр входит озернаярастительность, в том числе прикорневая части растений и корневища. Для жильяэто животное строит глубокие норы. Всё это в сумме с большой рождаемостью (вгод до 18 детёнышей) делает ондатру напастью островов озера Тере-Холь.

Приятный бонус: Наадым на Тере-Хольской земле

Послешумного фестиваля «Пор-Бажын – зов предков» всё местное население вместе сгостями отправились на районный праздник животноводов Наадым. Конные скачки,национальная борьба «хуреш», церемонии награждения, а главное – долгожданныевстречи – такая атмосфера царила на стадионе райцентра Кунгуртуга. Поднегромкие аплодисменты, но в сопровождении искренних и широких улыбок героямидня были признаны всадники Айдыс Найдан и Олимпиан Чамыян. Они первыми прискакалик финишу. Айдыс верхом на малорослой лошади, Олимпиан – на статном скакуне.Завершился праздник, конечно же, борьбой «хуреш», в которой приняли участие игости – представители районных делегаций. Самым сильным, хватким, молниеносными ловким стал 18-летний Артыш Ооржак, молодой борец из Сут-Хольского района.Именно он сал победителем Наадыма-2017 Тере-Хольского района. Самым труднымпоединком для него стал финал, где он встретился с начыном моге Эресом Монгушем.Схватив соперника практически за шкирку, Артыш сильно и резко потянул его ксебе. Воспользовавшись замешательством противника, Артыш затем внезапно опрокинулего на землю. Безоговорочная победа.

–Я благодарен за победу, в первую очередь, родным, которые всегда поддерживаютменя. Во-вторых, говорю «спасибо» гостеприимным жителям Тере-Хольского района затеплый приём. Тем, кто желает побеждать в национальной борьбе «хуреш», советуюне расслабляться и не жалеть себя. Ежедневные тренировки, правильное распределениережима труда и отдыха – вот, что нужно для хорошей физической формы.

Тере-Холь – земля живых традиций, гостеприимства и братства Фестиваль «Пор-Бажын – зовпредков» – очередное доказательство того, что Тува – земля живых традиций.Здесь практически каждый житель не просто знает те или иные обряды своегонарода, но чтит их, понимает их значение и передает культурное наследие своимдетям. Всё больше мужчин принимают участие в ритуалах освящения гор, учатсыновей традиционным мужским занятиям. Всё больше женщин возрождают старинные традициипо ведению хозяйства. Смело можно говорить о том, что в нашей республике всёбольше людей осознают, что народная мудрость, наследие предков, народная память– не пустые слова, а образ жизни.

Виктория САЛЧАК