Небольшой экскурс в историю празднования Шагаа

3 года ago Пресс-служба Комментарии к записи Небольшой экскурс в историю празднования Шагаа отключены

Небольшой экскурс в историю празднования ШагааШагаа — весенний Новый год, знаменующий начало новой, обновленной жизни, отмечают многие народы Востока: китайцы, монголы, буряты, тувинцы, алтайцы и другие. Это и сам праздник Нового года, и первый месяц года, открывающий весну. У тувинцев упоминание о нем относят к VI-VIII векам нашей эры. Точной даты его проведения нет, она варьируется с конца января до конца февраля.  В документах Центрального государственного архива Республики Тыва первые упоминание о празднике Шагаа встречаются в документах архивного фонда «Управление нойонов Танну-Урянхая (Тува)» за 1861 год, в приказе правителя Танну-Урянхая мээрен чангы Ламажапа Угер-даа Очуру о праздновании Шагаа. Из этого уникального исторического документа видно, что и 150 лет назад празднование Шагаа проводилось согласно приказу главного правителя Тувы. Дни празднования Шагаа были объявлены выходными днями.  Начиная с 1944 года, в период борьбы с религией, любимый народом праздник постепенно стал исчезать из быта людей, и отмечали его подпольно, скрываясь от преследований. Лишь в 1991 году по многочисленным пожеланиям жителей республики, с целью возрождения и развития национальных обычаев и традиций постановлением Верховного Совета Тувинской АССР Шагаа был объявлен народным праздником Тувы. В этом же постановлении день празднования Шагаа был объявлен нерабочим днем.  Небольшой экскурс в историю празднования ШагааНесколькими годами позже День республики и Шагаа были закреплены в качестве официальных праздников в Конституции 1993 года и в действующей Конституции (принята в 2001 году).  Государственный статус празднику придал нынешний Глава республики Шолбан Кара-оол, когда в 2008 году, встречая Шагаа, как и положено – на рассвете, представители исполнительной власти республики во главе с Шолбаном Кара-оолом, уже в четыре часа утра были на возвышающейся над Кызылом горе Догээ, в советские времена – горе Ленина. Впервые на высоким правительственном уровне, был проведен обряд кормления огня, историческими корнями уходящий в языческое прошлое. Полыхающий костер по традиции кормили мясом, поили молоком.  Причем, также по традиции, участвовали в этом исключительно мужчины. Женщинам вход на гору был заказан. Так что гостившая в это время в Туве депутат Госдумы Лариса Шойгу к костру допущена не была, зато другой московский гость – тогда полномочный представитель республики в Москве со статусом заместителя председателя правительства РТ Василий Урбан – в обряде участвовал.  Давайте немного подробнее рассмотрим традиции этого замечательного праздника. Новый год наступает не в полночь, а с восходом в первый новогодний день. Время наступления праздника определялось тувинцами по собственной руке — было принято считать, что смена дня и ночи происходит в момент, когда становится возможно разглядеть линии на раскрытой ладони. Время наступления Нового года воспринимается как особое, сакральное, когда происходит разрыв между прошлым и будущим, сопровождающийся борьбой между добром и злом.  Небольшой экскурс в историю празднования ШагааШагаа — это часть культуры тувинского народа. И до сих пор тувинцы, даже городские, отмечают этот праздник как истинные скотоводы-кочевники. Радостен он потому, что самые лютые стужи и напасти, связанные с прошлым годом, с зимой, миновали. Впереди весна, тепло, новая жизнь. Это праздник человеческого оптимизма, его стремления к лучшей жизни, это праздник надежды.  Ирина Сорокина Фотографии из архивов учреждений культуры Тувы