Детская фортепианная музыка Алексея Боктаевича Чыргал-оола

1 год ago Айгуль Каюмова Комментарии к записи Детская фортепианная музыка Алексея Боктаевича Чыргал-оола отключены

Фортепианная музыка для детей занимает достойное место в мировой музыкальной культуре. Композиторы прошлого и настоящего довольно часто обращались к этой области музыкального творчества и создавали как отдельные самостоятельные пьесы для детей, так и детские альбомы, сборники, циклы. Вплоть до XIX века фортепианная музыка для детей носила в основном прикладной характер. Произведения различных жанров, как-то прелюдии, инвенции, сонаты и сонатины, были предназначены для детей, но не несли в себе определенной детской специфики.

Коренной переворот произошёл в первой половине XIX века. Композитор романтик Р.Шуман создает такие циклы, как «20 песен для больших и маленьких детей», «Детские сцены», «Альбом для юношества», «Альбом песен для юношества». В этих произведениях композитор воспевает мир детства, переживания ребёнка, его игры, правдивые истории из детской жизни. Таким образом, Р. Шуман открывает перед композиторами новые музыкальные горизонты для запечатления в музыкальных образах бесконечного богатства и многообразия детского мира.

В русской музыке «первооткрывателем» фортепианной музыки для детей стал П.И. Чайковский. Вдохновившись циклами Р. Шумана, композитор создал свой неповторимый «Детский альбом», музыка которого стала столь любимой детьми многих народов.

Другим мощным стимулом для развития фортепианной музыки для детей стало развитие образования в России: с 1860-х годов в России открываются консерватории, разрастается сеть специальных музыкальных образовательных учреждений, открываются музыкальные школы и музыкальные классы. Для их работы требуется создание нового репертуара, идущего в ногу со временем. Такие композиторы, как А. Гречанинов, С. Майкапар, В. Ребиков, Д. Кабалевский, будучи сами педагогами, создают педагогический репертуар,

который имел не только обучающую цель, но и отражал мир детства в его многообразии доступными для исполнения детьми средствами.

В творчестве композиторов Тувы фортепианная музыка – самая молодая ветвь. За исключением Владимира Тока, который получил крепкие основы фортепианной исполнительской школы в классе Е.Р.Близнюк в годы учебы в Кызылской ДМШ и продолжил образование у профессора НГК Мэри Лебензон, среди тувинских композиторов нет профессиональных пианистов. Именно в творчестве В.Тока стал активно развиваться жанр камерно-инструментальной музыки, а именно создаются произведения для фортепиано, несущие высокохудожественный смысл, разнообразные по фактуре, звуковой и тембровой окраске, удобные для исполнения на инструменте.

В Туве первое фортепиано появилось в семье золотопромышленников Сафьяновых. Из Санкт-Петербурга в их дом был доставлен инструмент фирмы «Шмидт и Вагнер». Приблизительно в это же время, на рубеже 19 – 20 веков, появляются инструменты и в других богатых домах русских жителей Урянхайского края. Возможно, в их домах были и учителя музыки. После Октябрьской революции, в период становления молодой Тувинской Аратской Республики, инструменты были переданы клубам.

Алексей Боктаевич впервые увидел фортепиано, («черный ящик») в 1941 году, во время учебы в театрально-музыкальной студии в Кызыле. Там он втянулся в изучение нотной грамоты. Кроме обязательных занятий, он посещал уроки гармонии у А.Аксенова и фортепиано у Ю.Решес. А в годы учебы в Казанской консерватории, где он учился в классе композиции у профессора Альберта Семеновича Лемана, А.Чыргал-оол стал осваивать новые для себя музыкальные жанры, становясь их родоначальником в зарождавшейся тувинской профессиональной музыке. Он начал работу в области камерно-

инструментального жанра, написав четырехчастную программную сюиту для фортепиано. А затем одночастную поэму для скрипки и фортепиано.

Первыми же заданиями по композиции были обработки тувинских народных песен и уже самостоятельные произведения в мелких жанрах. Именно эти произведения и те, что были сочинены позже, в наше время широко используются в педагогической практике работы музыкальных школ и школ искусств Тувы как произведения детского фортепианного репертуара. Эти пьесы просты по форме, но очень ярки и образны по содержанию.

Фортепианный цикл для тетей «10 фортепианных пьес для детей», предназначенный для совсем маленьких, только начинающих свое музыкальное образование пианистов, состоит из программных жанровых миниатюр. Однако уже в нем есть полифонические произведения или произведения с элементами полифонии: Канон «Идут близнецы», «Арыкчыгаш» (Ручеек), Ыры (Песня); произведения с элементами технической трудности: Этюд, Бистин Тыва (Наша Тува); яркие образные миниатюры: Ойнаарак (Кукла), Дынгылдай, Опей-ыры (Колыбельная).

Другой цикл фортепианных пьес детского репертуара предназначен для учащихся более старших классов, они имеют более развернутую форму, более техничны, более разноплановы в тембральной окраске звука: «Тыва улустун ыры, Тувинский танец «Декей-оо», Танец кукол, Песня.

К сожалению, все эти произведения А.Б.Чыргал-оола для юных пианистов не собраны в единый сборник, часть из них можно найти в Хрестоматии «Тувинская фортепианная музыка» (сост. В.Баскаков), в Сборнике фортепианной музыки «Тувинские мелодии» 1-2 части (сост.Н.Правосуд), некоторые хранятся в виде рукописи в архиве нотно-музыкального отдела Тувинской национальной библиотеки им. А.С.Пушкина.

Для удобства преподавателей ДШИ и большей популяризации музыки первого профессионального тувинского композитора и в честь его юбилея, думаю, настало время издать отдельный сборник фортепианных произведений А.Б.Чыргал-оола для детей, который, несомненно, будет очень популярен и широко использован в педагогической практике.

Составила Анжелика МЕДВЕДЕВА,

преподаватель Кызылского колледжа искусств